
Незамеченными на фоне СВО произошли в середине лета трагические события в узбекской автономии Каракалпакстане. Начало резкого обострения обстановки в республике положили сепаратистские выступления 1-2 июля местных каракалпаков. Проблема эта для Ташкента существует давно и обостряется в условиях очередного падения уровня жизни. Но летнее обострение было еще и срежиссировано извне с упором на традиционные противоречия между этническим меньшинством и основной составляющей коренного населения Узбекистана.
Президент Шавкат Мирзиеев на днях поздравил народ Узбекистана с 30-й годовщиной принятия Конституции, отметив в своей речи тот факт, что в стране идут масштабные реформы, которые предстоит закрепить в новом тексте основного закона. Поправки и дополнения обсуждались в обществе с 25 июня, доработанный проект Конституции был вынесен на всенародный референдум осенью. Однако дата вынужденно переносилась и была отложена на следующий год. После волнений в Каракалпакстане, вызванных предложенными поправками об изменении статуса республики, статьи, касающиеся Каракалпакстана, были из проекта исключены.
Протестным явлениям не дали разрастись в полномасштабный вооруженный конфликт власти республики. Президент Шафкат Мирзиеев взял переговорный процесс под свой контроль, дав личное обещание учесть интересы автономии. Острота выступлений вынудила его пойти на серьезные уступки, но при этом глава государства проявил твердость: 22 инициатора столкновений с властями, призывавших к отделению автономии от Ташкента, были арестованы. В ходе урегулирования конфликта узбекские власти столкнулись с массированным использованием западных технологий «цветных революций». Протесты координировались из одного центра, рассылка осуществлялась через интернет, основные лидеры – блогеры. Как обещал президент Мирзиеев, над ними начат публичный судебный процесс в Бухаре. С конца ноября трансляции из зала ведутся в «Ютюбе».
На Ташкент оказывается серьезное давление с требованиями обеспечить «соблюдение демократических ценностей». Каракалпакскую проблему изначально активно поднимали западные НПО, их финансирование шло через интернет по закрытым каналам. Накануне суда резко активизировалась западная дипломатия, особенно представители Госдепа США. В ноябре состоялся визит в Узбекистан помощника госсекретаря Дональда Лу, известного по скандалу с вмешательством во внутренние дела Пакистана и попыткой смещения с должности премьер-министра этой страны. Вслед за ним прибыли мониторинговые группы ОБСЕ. Все они хором озаботились обострением ситуации в Каракалпакстане. При этом позиция США, которую трудно назвать соблюдением принципа невмешательства в дела Узбекистана, сводилась к требованиям назначить подсудимым минимальные сроки. За решетку предлагалось отправить узбекских правоохранителей, которые пресекали вооруженное сопротивление протестующих и пытались пресечь беспорядки.
Жесткое и совсем не дипломатичное заявление сделал новый посол США в Узбекистане Джонатан Хеник. По его словам, американское посольство намерено «пристально следить за объективностью процесса». Посол не постеснялся выразить возмущение отсутствием на скамье подсудимых представителей силового блока.
В этих условиях президент Мирзиеев, похоже, не рискует вступать в открытую полемику с представителями Запада. Его администрации только и остается, что глотать огульные обвинения и обходить стороной факты, подтверждающие внешнее участие в событиях вокруг Каракалпакстана. На Шавката Мирзиеева оказывается давление по двум пунктам: ему угрожают санкциями в связи с продолжением сотрудничества с Россией и категорического неприятия в Узбекистане ЛГБТ-ценностей. Президенту недвусмысленно дают понять, что перспективы развития «многовекторности» будут во многом зависеть от его следования западным установкам.
На заседании узбекско-американского диалога по стратегическому партнерству 13 декабря в Вашингтоне увязка перспектив узбекской экономики с «правильным» поведением руководства республики в отношении оппозиции, НКО и сепаратистов в автономии была снова обозначена. Госсекретарь США Энтони Блинкен на встрече министром иностранных дел Узбекистана Владимиром Норовым заявил, что готов аплодировать Ташкенту за достижение соглашения о демаркации границы с Кыргызстаном. Похоже американцы хотят записать успех урегулирования приграничного конфликта между республиками Центральной Азии себе в «портфолио».
Ташкент же на фоне энергокризиса лавирует между Кремлем и Белым Домом. В этих условиях довести до конца расследование по сепаратистским выступлениям, сделав достоянием гласности связи бунтовщиков с западными посольствами, для узбекских силовиков затруднительно. Но уже понятно, что июльским эпизодом протесты в автономии не закончатся.
В узбекских событиях просматривается аналогия с попыткой вооруженного восстания в Казахстане в январе 2022 года. Точно также выявленные в начале факты внешнего вмешательства и применение «цветных» методик организации протеста были в конце концов оставлены под сукном и не фигурировали в материалах судебных разбирательств по делу бунтовщиков. Зависимость Астаны и Ташкента от западных инвесторов в ключевых областях вынуждает руководство республик спускать на тормозах противодействия неконституционным протестам и сдерживать свои органы правопорядка в их попытках завершить расследование и предотвратить дальнейшие попытки дестабилизации и нарушения суверенитета республик.
Оба лидера, Мирзиеев и Токаев, намерены сохранять Россию в качестве стратегического партнера. Это подтверждается первым после вступления в должность визитом президента Казахстана в Москву и недавним российско-узбекским форумом. В то же время практических результатов осторожное начало диалога по созданию энергосоюза России, Узбекистана и Казахстана пока не принесло, хотя заинтересованность трех стран в углублении ключевого сотрудничества в энергетике очевидна.