Сегодня – 90 лет классику современной музыки
Он автор трех симфоний, 14 (!) инструментальных концертов, программных симфонических пьес «Озорные частушки», «Звоны», «Русские фотографии»... Сочинитель опер от лирико-комедийной «Не только любовь» по Сергею Антонову до эпико-сатирической «Мертвые души» по Гоголю, от экспрессионистской «Лолиты» по Набокову до трагико-былинного «Левши» по любимейшему Родионом Константиновичем Лескову. А уж названия балетов знакомы самой широкой публике, ведь все они связаны с танцем великой супруги композитора Майи Плисецкой: «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»...
Конечно, щедринская афиша музыкальных театров и концертных залов в эти декабрьские дни особенно богата. К сожалению, сам композитор давно, после краха перестройки, в которую, по его собственным словам, поверил с увлеченностью Дон-Кихота, живет не в России. До какого-то момента периодически навещал родину, но сейчас, когда на возрастные проблемы помножилась безумная международная ситуация, это стало совсем нереальным.
И все же мы свиделись накануне юбилея. Точнее — увидели многочисленные фотосвидетельства жизни Родиона Константиновича на выставке, организованной в фойе Большого зала Московской консерватории. «Конечно, такую большую жизнь и громадное творчество невозможно отразить в одной экспозиции, будь она даже очень обширной, — говорит куратор проекта, профессор, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. — Поэтому мы сосредоточились на четырех направлениях, особо близких нашему вузу».
Первое — сама консерватория, куда юный выпускник хорового училища Свешникова поступил в 1950 году одновременно на теоретико-композиторский факультет к известному композитору Юрию Шапорину и на фортепианный к прославленному Якову Флиеру. Так же одновременно получил в 1955-м дипломы по обеим этим специальностям. Затем совершенствовался в композиторской аспирантуре, сам преподавал сочинение — об этом свидетельствуют колоритные своей архивной подлинностью документы личного дела. Рядом — чудесное фото молодых Щедрина и Плисецкой в их только что полученной квартире на улице Горького, нынешней Тверской (несколько месяцев назад ставшей музеем).
Тут экспозиция совершает скачок в 2000-е годы, когда после десятилетия жизни на чужбине композитор стал активно восстанавливать связи с альма-матер, прежде всего — с ее Камерным хором и его основателем, другом Щедрина Борисом Тевлиным, а после кончины Бориса Григорьевича — его учеником и преемником Александром Соловьевым. Один из документов этого сотворчества — изданный в 2021 году сборник новых (!) хоровых партитур «Век XXI»: «Пять русских народных пословиц», «Эпиталама», «Бурлеска». А рукопись «Притчи» настолько свежа, что даже не поспела к выходу сборника.
Стенд «На сцене и за кулисами» показывает Родиона Константиновича с увлеченными исполнителями его музыки — Валерием Гергиевым, Денисом Мацуевым...
Совершенно особую интонацию вносит четвертый стенд, повествующий о событии совсем недавнем, но оно возвращает нас к истокам. Это фоторассказ о визите Щедрина в родовое гнездо — тульский город Алексин, случившемся в 2019 году. Сам Родион Константинович — москвич, но, по его собственным словам, «от снега до снега», то есть с весны до поздней осени отец, композитор и педагог Константин Щедрин увозил его на свою малую родину, где он сам когда-то появился на свет в многодетной семье настоятеля алексинского Успенского собора протоиерея Михаила Щедрина. И мы перемещаемся в патриархальный мир современной русской провинции, видим порог дома этой семьи священнослужителей и музыкантов на Радбужской улице, переносимся в мемориальный уголок местной школы искусств имени Константина Щедрина, наблюдаем подсмотренную Александром Соловьевым (это его снимки) сценку: сегодняшний настоятель Успенского храма протоиерей Геннадий (Степанов) дарит Щедрину специально для него написанную местным мастером икону святого Родиона...
Здесь же единственная на всей выставке совместная фотография Родиона с отцом, разысканная композитором специально к вернисажу. По его собственным вычислениям — 1938 года: «Я заболел ангиной или чем-то подобным, — слышим мы записанный Евгений Кривицкой через телефонную трубку голос Щедрина — оттого у меня такой страдальческий вид, а отец меня утешает. Лет мне здесь 5-6, вряд ли больше».
Но есть и еще более старый документ — подлинник прошения Константина Щедрина о поступлении в Московскую консерваторию в класс теории музыки. Дата — весна 1915 года. Так же, как и вступительные документы самого Родиона, разысканный в архиве вуза. Времена рифмуются, история русской музыки продолжается.