… Но российский рынок одежды - свято место пусто не бывает - занимают иностранные бренды из Китая и Турции
Что-то подруги не тревожат былыми нескромными вопросами: в чем встречаешь новогоднюю ночь? Главное — пока не в камуфляже, а остальное мелочи. Впрочем, для женщины нарядиться в конце декабря — из области не рационального, а инстинктивного. Настроение, как и погода, около нуля, а все равно начинаешь вглядываться в потускневшие витрины и рыскать по сайтам, предлагающим «высокую моду по низким ценам».
Невооруженным глазом заметно, как оскудел российский рынок одежды. Полсотни зарубежных компаний массмаркета и люкс-сегмента закрыли у нас магазины. Опасения, что санкции оставят россиян в буквальном смысле без штанов, похоже, не оправдались. Но удалось ли российским производителям заменить иностранных игроков?
Продажи одежды в России упали на четверть — и немудрено. Самый крупный из ушедших брендов, H&M, управлял 150 точками в нашей стране. Любимый модницами Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka) заявил о планах продать российский бизнес, а это более 500 магазинов, компании из ОАЭ. Другие (как, например, японская Uniqlo) приостановили работу, некоторые продали бизнес и уже успели открыться под новыми названиями.
На крупные фешен-сети, остановившие работу в России, приходилось около 20% объема рынка модной розницы, которая в прошлом году оценивалась в 2,69 трлн рублей. С уходом западных брендов посещаемость торговых центров резко снизилась. Как сообщили «Известия», в стране может обанкротиться каждый второй ТЦ, на продажу выставлено 200 моллов.
В условиях нынешнего кризиса и неопределенности не до обновок: больше 70% респондентов признались, что сократили траты на одежду. Потребители избегают «эмоциональных покупок», а это то, на чем держится модная индустрия. Развивается и ресейл — перепродажи вещей. «Чтобы адаптироваться к кошельку россиян, производителям надо переходить на дешевое сырье, фурнитуру и модели попроще», — констатирует аналитик рынка Анна Лебсак-Клейманс.
«Уход или приостановка работы крупных международных брендов открывает огромные возможности для российских производителей одежды», — еще весной с оптимизмом заявляли в Минпромторге. Но все не так просто. Доля отечественной продукции легкой промышленности на российском рынке составляла лишь 20-25%, и быстро нарастить ее не получится. Пока больше половины товаров импортируется из Китая, далее следуют Бангладеш (10%), Вьетнам и Италия (по 8%), Турция и Белоруссия (по 6%). Многие российские бренды работают в ценовом сегменте выше среднего. Платье из Zara за 4 тысячи можно заменить отечественным за 10 тысяч, но всем ли это к лицу и по деньгам?
К тому же все, что шьется в России, требует привозных компонентов, оборудования, а зачастую и иностранной рабочей силы. «По факту шьем из турецкой ткани, китайскими нитками, на китайских машинках, руками Средней Азии. И получаем Made in Russia», — выносят вердикт эксперты. В стране производится всего 5% тканей. В дефиците и швеи. Спрос на них вырос в разы: швейные производства спешно переориентировались на производство обмундирования для военных, с трудом справляясь со свалившимися на них заказами.
Яркие российские бренды на рынке присутствуют, но пока они могут отшивать оригинальные и качественные вещи лишь небольшими партиями. Для больших масштабов нужны солидные вложения в технологии и заводы, а кто сегодня готов рискнуть? В этих условиях большинство компаний сделали упор на развитие онлайн-продаж. Оборот российских брендов на маркетплейсах вырос в уходящем году на 50-60%, ассортимент российской одежды увеличился вдвое, а число продавцов — почти втрое. Появились на маркетплейсах и товары ушедших иностранных брендов: магазины распродают остатки, а что-то уже ввезено по параллельному импорту (и двойной цене!). Там, а также в известном дешевизной китайском интернет-магазине теперь наши граждане и закупаются. А куда деваться?
Голыми не останемся, на место одних на рынке неизбежно приходят другие. Но по большей части это опять иностранные игроки — на этот раз турецкие и китайские. Ведутся переговоры о выходе на российский рынок одежды иранских и индийских производителей. А наши в засадном полку.