О том, как сделать их «городами возможностей», шла речь на круглом столе «Комплексное развитие моногородов. Пять шагов по благоустройству городской среды»
Всего несколько лет назад моногорода, а это населенные пункты, экономическое и социальное благополучие жителей которых зависит от одного градообразующего предприятия, ассоциировались с очагами социальной напряженности. Сейчас эксперты называют такие поселения «городами возможностей». На сегодняшний день в Сибири, Забайкалье, Хакасии, Башкортостане и других регионах страны 319 моногородов, где проживают 13,5 млн россиян. К 2018 году в них планируется создать 230 тысяч новых рабочих мест, а облик этих населенных пунктов должен в корне измениться. Для реализации перспективных проектов планируется привлечь 170 млрд рублей инвестиций, в том числе и внебюджетных.
О том, как воплотить в жизнь столь амбициозные задачи, шла речь на круглом столе «Комплексное развитие моногородов. Пять шагов по благоустройству городской среды», который прошел в Общественной палате РФ. Как отметила Ирина Макиева, заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию, подобные мероприятия всегда проходят конструктивно, однако на этот раз тема моногородов зазвучала по-новому.
Это связано с тем, что программа их комплексного развития получила статус национального проекта. «Комплексная программа — это тот инструмент, который объединяет не только деньги федеральных органов исполнительной власти, но и все стратегические направления, которые определены в качестве приоритетных: образование, здравоохранение, ЖКХ, городская среда и другие», — объяснила Ирина Макиева.
На пути к устойчивому развитию у моногородов, по словам Алексея Муратова, партнера КБ «Стрелка», есть пять шагов. Они нацелены на улучшение основных городских пространств: зон отдыха, в том числе молодежных, строительство спортивных объектов, реновация заброшенных территорий бывших промышленных производств, модернизация поликлиник и т. п. «Для каждого города в зависимости от численности населения, а также его экономических возможностей и уровня развития человеческого капитала поставлены разные задачи», — отметил он. По мнению эксперта, крупным городам вполне по силам реализовать пять знаковых проектов, а городам с более скромными людскими ресурсами и двух будет достаточно. Главное, чтобы люди почувствовали, что изменения к лучшему происходят здесь и сейчас.
Эксперты, выступившие на круглом столе, подчеркивали, что проблема развития моногородов — одна из важных составляющих социально-экономической стабильности, которая должна решаться бизнесом в тесном сотрудничестве с муниципальными органами власти. Причем в некоторых случаях инициаторами перспективных проектов выступают социально ответственные компании, заинтересованные в развитии территорий.
В качестве примера такого сотрудничества Дмитрий Исламов, заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы, привел АО СУЭК. Эта компания активно занимается развитием социальной инфраструктуры городов Кемеровской области, стараясь сделать их более комфортными для проживания. Недавно она провела в Киселевске масштабное исследование, в ходе которого эксперты выяснили проблемы, волнующие местных жителей и разработали план развития города. «Замечу, что это инициатива частной компании, — рассказал Исламов. — И если проект получится, планируется реализовать его во всех городах своего присутствия». Директор по связям и коммуникациям СУЭК Сергей Григорьев убежден, что такой подход абсолютно правильный. «Мы должны слышать людей, — считает он. — Тогда они почувствуют свою сопричастность и осознают, что участвуют в развитии территории, где живут».
Программу развития Киселевска в числе других проектов предстоит теперь оценить экспертам. Кстати, согласно намеченному плану, уже к 2018 году. 18 моногородов должны лишиться статуса монопрофильных, став городами с устойчивой экономикой. «Это сложная задача, нам всем придется поработать по 24 часа в сутки семь дней в неделю для того, чтобы достичь заявленных показателей», — заключила Ирина Макиева.