«Роснефть» договорилась о приобретении у итальянской Eni до 35% в концессионном соглашении на разработку месторождения Зор. Таким образом российская компания становится участником проекта по освоению одного из самых крупных в мире газовых месторождений, который реализуют ее давние партнеры: Eni и BP. Когда в августе прошлого года месторождение было открыто, это стало настоящей мировой сенсацией. Как уверяют геологи Eni, открытый участок площадью 100 кв. км может содержать до 30 трлн кубических футов сухого газа (5,5 млрд б. н. э.) на месте залегания. Для сравнения: запасы гигантского израильского месторождения Левиафан, об открытии которого долго шумели мировые СМИ, составляют от 14 до 20 трлн кубических футов.
Месторождение с огромным потенциалом
Успешная разработка Зора на десятилетия обеспечит потребности Египта в природном газе, так как на его долю приходится больше трети запасов газа страны.
«С экономической точки зрения эта инвестиция выглядит достаточно интересной, — отмечает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. — Ведь Египет — это один из наиболее перспективных экспортеров газа на европейский рынок — рынок в чем-то очень сложный с точки зрения конкуренции, но, несомненно, интересующий «Роснефть». Египетская добыча, несмотря на наличие Суэцкого канала, «заточена» под поставки в Европу, и это крайне важно для российской компании».
«Эта сделка — хорошая новость для российской экономики в целом, — говорит профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. — Но в первую очередь для «Роснефти» как компании, которая превращается постепенно в глобального мейджора. Это подлинный пример того, что западный и глобальный бизнес стремится прорвать санкционную блокаду и установить тесные отношения с крупнейшей нефтяной компанией России, приглашая ее участвовать в совместном проекте по разработке шельфа Средиземного моря».
Стоимость доли, приобретаемой «Роснефтью» у Eni, составляет 1,125 млрд долларов. Кроме того, «Роснефть» выплатит итальянской компании 450 млн долларов исторических затрат 2016 года. Совокупные инвестиции «Роснефти» в проект за 4 года составят 4,5 млрд долларов. Стоит отметить при этом, что стоимость доли и параметры сделки полностью соответствуют условиям вхождения в проект BP, о котором было заявлено в ноябре 2016 года.
По мнению экспертов, участие в разработке уникального добывающего актива обеспечит трейдинговое подразделение «Роснефти» существенным объемом физических ресурсов. Это в свою очередь предоставит компании возможность активно расширять свое присутствие на рынках в регионе Ближний Восток — Европа и с лихвой окупит вложенные средства.
«Приобретение «Роснефтью» у Eni до 35% в концессионном соглашении на разработку месторождения Зор — событие незаурядное, — отметил директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Зор — крупнейшее газовое месторождение региона, которое эксперты относят к разряду «гигантских» месторождений. В мире таких активов можно пересчитать по пальцам одной руки. Сделка, безусловно, позволит российской компании укрепить свои позиции в стратегически важном регионе Европа — Ближний Восток и стать одним из ведущих игроков на рынке СПГ. Кстати, катарцы, которые входят сейчас в акционерный капитал «Роснефти», являются крупнейшими производителями СПГ в мире, и потенциал сотрудничества в области трейдинга здесь очевиден. Нельзя не отметить также, что данный проект — это еще одно свидетельство того, что отношения «Роснефти» с двумя мировыми мейджорами — Eni и BP (британская компания приобретает до 15% в концессионном соглашении) носят стратегический характер».
Старые друзья и проверенные партнеры
Следует понимать также, что хотя данная сделка и не дает ключевого контроля над проектом, «Роснефть» становится заметным игроком на европейском рынке углеводородов. Ведь с открытыми несколько лет назад обширными запасами углеводородов в Средиземном море Старый Свет связывает огромные надежды.
Российским компаниям пока не удавалось войти в эти проекты: участки располагаются в пределах суверенных прав Египта и других ближневосточных и средиземноморских стран — Ливана, Кипра и Сирии (у которой пока, в силу объективных причин, нет возможности заниматься этим вопросом). И вот теперь у «Роснефти» появился очень важный и перспективный плацдарм для дальнейшей экспансии в регионе. Если компания будет иметь долю в проекте Зор, ей будет значительно легче входить в другие проекты региона. А ведь, по некоторым данным, на территории Кипра планируется создать энергетический хаб, через который углеводороды — прежде всего газ — будут поступать на рынок Европы.
Как подчеркивает Дмитрий Лабин, «сделка, заключенная в Египте, — это дальновидное решение, которое будет выгодно не только для российской нефтяной компании и ее акционеров, но и для имиджа нашего государства, которое усиливает свои позиции на международной арене.
Что же касается отношений с Eni и BP, — продолжает эксперт, — безусловно, они носят долгосрочный стратегический характер. ВР уже участвует в проекте «Зор» (доля в концессионном соглашении 10-15%). Eni также остается в проекте с долей от 50 до 60%. И совершенно очевидно, что приглашение «Роснефти» к сотрудничеству символизирует новый этап в совместной разработке перспективных месторождений мирового шельфа».
Оба мировых мейджора давно уже сделали ставку на сотрудничество с российской компанией. Еще в апреле 2012 года «Роснефть» и Eni подписали соглашение о комплексном сотрудничестве, в соответствии с которым предусмотрено совместное освоение участков Черного и Баренцева морей на территории России, а также участие «Роснефти» в международных проектах. А в июне 2016 года в рамках XX Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение об основных условиях сотрудничества с итальянской компанией, предусматривающее, среди прочего, партнерство в проектах сегмента «Разведка и добыча». Отношения с BP — хрестоматийный уже пример интегрального подхода Игоря Сечина к развитию партнерских отношений. Британская нефтяная корпорация — не только крупнейший миноритарный акционер «Роснефти» (ей принадлежит 19,75% акций), но и ее партнер по ряду значимых проектов в разведке, добыче, переработке и розничном бизнесе.
Однако, если возвратиться к «Зору», пожалуй, впервые российская компания приглашена в проект действительно мирового уровня — до этого момента иностранные энергетические компании крайне скептически относились к объединениям с нашим отечественным бизнесом, особенно государственным, вне российской территории, предлагая партнерство во второстепенных, если не сказать посредственных проектах.
По завершении сделок между «Роснефтью», Eni и BP акционерная структура концессионного соглашения может быть сформирована следующим образом: Eni — 50%, «Роснефть» — до 35%, BP — до 15%. «Участие «Роснефти» в совместной с нашими международными партнерами разработке мес-торождения Зор, — отметил глава компании Игорь Сечин, — логический шаг в развитии нашего сотрудничества с Египтом и усилении наших позиций на динамично развивающихся рынках».
Доступ к перспективному рынку
Также эксперты уверены, что участие в проекте позволит компании получить бесценный опыт в освоении шельфовых месторождений («Роснефть» уже реализует проект по разработке газовых месторождений на шельфе Вьетнама и имеет достаточный технологический опыт). Кроме того, как отмечают специалисты в области нефтяного рынка, по итогам закрытия сделки «Роснефть» сможет прирастить геологические запасы углеводородов примерно на 250 млрд кубометров.
Еще в прошлом году «Роснефть» подписала генеральное соглашение по поставкам газа с компанией EGAS. Тогда крупнейшая российская нефтяная компания получила доступ к египетскому внутреннему рынку газа, который обладает значительным потенциалом роста и сможет теперь эффективно реализовать углеводороды проекта «Зор» (EGAS также на 50% владеет компанией — оператором проекта по разработке месторождения). Исторически Египет экспортировал газ в Иорданию через Арабский газовый трубопровод и в Израиль через Восточный Средиземноморский газовый трубопровод, а также осуществлял поставки сжиженного природного газа (СПГ). Однако в связи с падением собственной добычи Египет с недавних пор сменил экспорт газа на импорт. Если верить прогнозам, после 2016 года на египетском рынке будет наблюдаться дефицит газа в объеме 6-8 млрд куб. м в год. И в этом смысле на месторождение Зор египетские власти возлагают большие надежды.
Не случайно лидер страны Абдул-Фаттах Ас-Сиси на встрече с Игорем Сечиным поддержал участие «Роснефти» во всех новых проектах на территории Египта. Подчеркнем, что глава российской компании в Каире выступил в роли эмиссара, передав Ас-Сиси послание от российского президента Владимира Путина по развитию торгово-экономического сотрудничества и реализации ряда проектов в энергетической сфере. В этой связи стоит особо отметить, что приобретение доли в крупнейшем газовом месторождении в Средиземном море — прозорливое решение, которое усилит геополитические позиции России в регионе.
Есть и другие хорошие новости. Избранный президент США Дональд Трамп предложил на должность госсекретаря руководителя ExxonMobil Рекса Тиллерсона, что, безусловно, свидетельствует о том, что в отношениях Запада и России настанет, наконец, прагматичная эра. Ни у кого уже не вызывает сомнений, что в результате действия антироссийских санкций западный бизнес серьезно теряет — как в финансовом, так и в репутационном плане. И судя по всему, после инаугурации Трампа ситуация изменится, и такие компании, как «Роснефть», будут чувствовать себя более комфортно на глобальных рынках, приобретая новые активы и укрепляя связи с мировыми мейджорами.