Злополучный стадион на Крестовском стал черной дырой, где бесследно исчезли пустопорожние амбиции и бюджетные миллиарды
Остросюжетный сериал под названием «Зенит-Арена» получил новый поворот. В ноябре комиссия ФИФА из-за вибрации забраковала выдвижное поле, и президент Владимир Путин назвал долгострой, ставший притчей во языцех, «очень печальной историей». Впрочем, причастные к этому действу питерские чиновники ситуацию скромно назвали «рабочей»: она, мол, поддается исправлению. И стали исправлять. Ну, и во что это вылилось?
Сначала для уменьшения вибрации решили усилить конструкции, установив под полем 1200 (!) домкратов. Вручную столько не покрутишь, поэтому агрегаты работают на электричестве. Значит, к каждому придется провести провода и специальные блоки управления. Автор этой инженерной идеи — Внедренческий центр прогрессивных технологий (ВЦПТ) — оценивает установку домкратов в 300-400 млн рублей, но деньги, как мы не раз убедились на строительстве самого затратного в мире стадиона, тут не главное. Помогут ли домкраты погасить колебания? Вот вопрос...
На всякий случай нынешний генподрядчик стройки «Метрострой» обещает дополнительно установить на поле около 5 тысяч дополнительных точек опор-виброгасителей, которые уменьшат амплитуду колебаний. Проект изменений прошел госэкспертизу. Остановить вибрацию поля обещают до 25 января 2018 года — в этот день инспекторы ФИФА приедут с новой проверкой. А потом оно оттает и...
Впрочем, не будем забегать вперед. К приемке ФИФА строители предъявят еще одно техническое новшество — пристяжные «крылья» выкатного поля. Только представьте себе этот практически цирковой номер: перед каждым матчем поле закатывается внутрь арены, домкраты (их тоже монтируют каждый раз) его поднимают и фиксируют, а по бокам стадиона раскрываются «крылья»! Мне одной кажется, что это сюрреалистический «акробатический этюд»? Правильно ли я понимаю, что любой из этих домкратов под движущимся полем стадиона может заклинить, любой электропровод — замкнуть, а значит, и поле стадиона заклинит? Что же не смоделировали-то заранее, ведь есть же у нас в городе опыт строительства сложных уникальных сооружений, той же дамбы, например. Какой-то детский лепет на лужайке...
«Может, поле выдержит, а может и сломается. Говорят же — аналогов таких не было, — отзывается на вопросы Владимир Валдин, эксперт межрегионального общественного движения «Город и транспорт». — Если будет ЧП, то, очевидно, назначат виноватого, у нас же не причины проблем и их решения ищут, а кто там лично что недоглядел. Строители, конечно, подстрахуются, просто это будет стоить неопределенную кучу денег, и ясно, что эти деньги будут изъяты из нашего с вами кармана».
Спрашивается, доколе? И зачем все эти муки? Срок строительства «Зенит-Арены» следует отсчитывать с 2004 года, когда была выбрана площадка для строительства и сам проект. Тогда объект обещали построить за три года и затратить на это 7,2 млрд рублей. В итоге долгострой растянулся на 12 лет, и стадиона нет до сих пор. Первоначальная смета перекрыта уже в шесть (!) раз — и это, как видим, не предел.
Ну да хотя бы деньги были потрачены с умом, так ведь и этого нет. Владимир Валдин считает, что транспортная инфраструктура стадиона решена принципиально неправильно, там все не так. Например, проблема транспортной доступности. Ставка сделана на личные авто болельщиков. Но Крестовский остров — уже давно одна большая автостоянка, в часы пик на подъездах к нему сплошь тянутся пробки. Изначально не надо было убирать рельсы, уничтожать трамвайную станцию. Деньги же были — верните ее на место!
Не нравится трамвай? Было другое отличное предложение — пустить- BRT, скоростной автобус по Западному скоростному диаметру, с устройством станции, в том числе у стадиона. Современный транспорт, великолепно работающая в разных странах мира система, почти равная метро по возможностям. От Пулково езды сюда было бы 20-25 минут. Но вместо нормального транспортного обеспечения этой части города возникло аврально дорогущее метро.
Ради минутного престижа переброшены деньги со стройки метро- на Юго-Западе на фактически единственную станцию, которая в принципе никому не нужна во все остальные дни, когда нет матчей. Теперь после «Новокрестовской» и «Шушар» в Питере, скорее всего, не будет ничего: метро развивать не на что. Вице-премьер Аркадий Дворкович на днях в Екатеринбурге заявил однозначно, что федеральных денег на метро больше не будет. А региональных не хватает уже. Зато шестая линия, которую хотели пустить от Обводного канала на Юго-Запад, была нужна еще позавчера. Теперь же из-за всей этой свистопляски вокруг «Зенит-Арены» нормальное транспортное развитие города в тупике. Вот, скажем, обещают открыть рядом со стадионом две станции метро, но они создадут новые проблемы. После того как этот кусок с «Новокрестовской» запустят, на «Приморскую» будет подаваться не пустой состав, а уже наполненный пассажирами с конечной «Беговой», из новостроек Лахты. На «Приморской» и сейчас даже в непиковое время садится немало народа, так что многострадальный Васильевский остров получит с этим продлением такой подарок, что мало не покажется. Станция «Горный институт», может, будет когда-нибудь, но на вечно шестивагонную и очень загруженную третью линию уже точно «посадят» несколько тысяч дополнительных пассажиров в час уже в 2018 году, причем на ее самый загруженный и безальтернативный участок.
Из всех обсуждавшихся решений выбрано, пожалуй, худшее. Транспорт в городе в целом деградирует, пассажирооборот падает, новый подвижной состав встает в новых пробках. Стоит он огромных денег, без вложений в инфраструктуру и обеспечения приоритета ехать не получается никуда, скорости никакие, но цены за проезд растут, потому что за обладание одним из самых больших в мире автопарков надо платить, утверждает эксперт.
Но наши чиновники считают, что все идет по плану. Главный по спорту Виталий Мутко назвал «штатной» ситуацию с вибрирующим полем «Зенит-Арены». Бывший куратор стадиона, экс-вице-губернатор Марат Оганесян, правда, теперь сидит в тюрьме, следствие вменяет ему финансовые махинации как раз на беспрецедентно дорогом (уже более 42 млрд рублей) стадионе. Строили-строили, наконец, нечто грандиозное соорудили, вот только играть в футбол на таком стадионе нельзя.
В свете скандала с переносом чемпионата мира по бобслею и скелетону 2017 года из Сочи можно только диву даваться, каким подарком выглядит вся эта дикая история с питерским стадионом для тех недругов, кто снова и снова пытается посеять сомнения в высоких футбольных кругах о целесообразности проведения ЧМ-2018 в России.
Кстати
Говорят, комиссия ФИФА уже рекомендовала заменить выкатное поле на стационарное. А питерские специалисты озвучили предостережение, что выкатить поле с помощью гидромашин еще можно, а вот закатить назад не получится — поле сомнется как бумажный лист.