Солидные международные организации грозят кулаком российскому спорту: наших спортсменов массово уличают в применении допинга
Эпопея вокруг немецкого фильма телекомпании ARD, приводившего доказательства якобы повального применения допинга российскими спортсменами, получила ожидаемое продолжение. Масла в огонь подлили британские журналисты: по их данным, допинг-пробы аж 56 наших легкоатлетов дали положительный результат. А заместитель генерального секретаря Международной федерации легкой атлетики Ник Дэвис и вовсе удивил, заявив, что часть документов, фигурировавших в фильме, вроде как украдены... Не иначе как русские шпионы постарались?
Темная, мутная история. Попробуем разобраться, что в основе этих громких разоблачений. И сразу же выясняется, что по большей части журналистские обвинения голословны. Но это вовсе не мешает солидным международным организациям грозить кулаком в адрес российского спорта, обещая ему разбирательства и кары небесные — в виде все тех же санкций.
Итак, в качестве главного «вещественного доказательства» в нашумевшем фильме используется звуковая запись с мобильного телефона. Вот некто голосом, который приписывают олимпийской чемпионке Лондона 2012 года бегунье Марии Савиновой, откровенничает с другой легкоатлеткой из сборной России — Юлией Русановой. Речь в монологе идет о повальном употреблении допинговых препаратов нашими спортсменами. Но если быть совсем точными, об этом вещает немецкий синхронный перевод, забивающий голоса. В иные времена подобный «аргумент» вряд ли заслужил бы внимание специалистов, и даже желтая пресса, скорее всего, им побрезговала бы. Но сейчас такой монтаж с озвучкой используют в качестве чуть ли не стопроцентного доказательства в обвинениях против российского спорта.
И что тут делать? Отшутиться? Боюсь, не получится. Помнится, покойный Николай Пархоменко в бытность свою директором Центра спортивной подготовки сборных команд России как-то заявил на пресс-конференции журналистам: «Что вы мне тут заладили — допинг, допинг... Я застал те времена, когда эту гадость штангисты лошадиными дозами ели — и что? Многие из них до сих пор живы-здоровы, почти у всех дети, и у некоторых даже похожи на отцов...» Николай Николаевич вообще отличался своеобразным чувством юмора.
Но в мире таких шуток не понимают, а на зыбкую допинговую тему никто из зарубежных коллег давно не острит. Даже по действительно смешным поводам. Когда, например, в очередной раз возникает наивный вопрос: почему в Норвегии с ее массовым лыжным спортом в сборную набрали исключительно астматиков, которым официально разрешено употреблять такие препараты, за которые их соперников сразу выгонят с лыжни? Не шутят на эту тему даже норвежские журналисты, в повседневной жизни люди очень даже веселые.
В свете последних событий любопытен и тот факт, что инициатором очередной «охоты на ведьм» стала именно ARD. Та самая немецкая телекомпания, что в сентябре отличилась, продемонстрировав миру наступление российских танков на Донбасс. Потом, правда, руководство ARD было вынуждено признать, что «картинка» сделана еще в 2009-м в ходе учений «Кавказ». Но потом — суп с котом. А миллионы зрителей так и остались убеждены, что это русские танки колесят по украинской земле и ведут огонь по больницам и школам.
Нечто похожее происходит и в нынешней истории с допинговым скандалом. Российские атлеты ничего не говорят на камеру — голоса за кадром. В беседе с корреспондентом «Труда» старожилы сборной России отметили саму абсурдность ситуации: «С какого перепуга Мария Савинова будет откровенничать с Юлией Русановой? Ведь они не подруги, а соперницы, конкурентки за место в сборной. А до дисквалификации Русановой они даже занимались у разных тренеров».
Идем дальше. Если верить словам Русановой, то ее муж Виталий Степанов (на тот момент сотрудник РУСАДА) лишь со слов жены узнает, что российские легкоатлеты употребляют допинг. Признание Юли для него новость. И вроде как повод для борьбы за чистоту спорта. «Труд» выяснил любопытные подробности карьеры Русановой. Оказывается, бегунье, уличенной в применении допинга, в период ее дисквалификации не пришлось зарабатывать себе на жизнь уборщицей или продавщицей. Тренер Владимир Казаринов уговорил руководство одного из клубов взять Русанову на зарплату — несмотря на то, что она не имела допуска к соревнованиям. «В благодарность» Юлия украдкой снимала на телефон разговоры российских атлетов и отсылала их немецким телевизионщикам. А те их творчески «редактировали». Нехорошо так делать, но кто же на такие мелочи нынче обращает внимание? И еще один факт с моральным подтекстом: олимпийская чемпионка Мария Савинова сейчас ждет ребенка, можно представить, каково же будущей маме было узнать о своем неожиданном дебюте, да еще в главной роли, в разоблачительной ленте...
Характерно, что даже после столь вопиющей гадости бывшие подруги Русановой по сборной России не упрекают ее в подлости, а называют ее: как бы помягче выразиться: не умеющей думать и принимать решения, полностью полагающейся на указания своего мужа. Что ж, представим читателям мужа. Отучившись в США, господин Степанов сумел убедить российских чиновников в том, что именно такой человек, как он, нужен российскому спорту. Но довольно быстро продемонстрировал свой непрофессионализм, за что и был отчислен из РУСАДА. Теперь он в героях.
Получается, «спикеры-разоблачители» из этого фильма — люди с подмоченной репутацией. Некоторые из них ранее были пойманы не только на допинге, но и на бытовом воровстве. Но все эти обстоятельства остаются за скобками, как только сценаристам и режиссерам понадобился сеанс с разоблачениями. И «подпольные» записи, целенаправленно сделанные и отредактированные, стали теперь предметом для серьезных разбирательств со стороны международных чиновников. Тот факт, что уже на следующий день после показа фильма громкие заявления прозвучали не только от ВАДА, но и от МОК, говорит о многом.
Как рассказал «Труду» на условиях анонимности один из специалистов, работающий в системе допинг-контроля, всему виной нынешняя геополитическая ситуация. «Российские спортсмены и без того были подвержены повышенному вниманию со стороны офицеров ВАДА — это внимание нам досталось еще со времен СССР. А теперь допинг-офицеры будут следовать за ними тенью».
Впрочем, показательна и фраза автора нашумевшего фильма — немецкого журналиста Хайо Зеппельта: «Только ли в России происходят подобные вещи? У меня есть достаточно информации, чтобы повнимательнее взглянуть на ситуацию с допингом и в некоторых других странах». Слова правильные, но по сути весь разоблачительный заряд направлен в адрес единственной страны — России. А сколько еще этих «некоторых стран» кроме России? Пять? Десять? Неважно. В нынешнем политическом сезоне модно обличать россиян. Что и делается всеми способами. Даже такими, за которые прежде отказывали в рукопожатии.