Услуги без услуг

«Электронное правительство» заработало вполсилы

Вчера открылся портал по оказанию госуслуг, который должен стать ядром проекта «электронного правительства». По замыслу чиновников в ближайшие годы он должен заменить хождение по инстанциям. Пока здесь можно лишь ознакомиться с услугами. Эксперты скептически относятся к проекту, считая его дорогим — на разработку и внедрение потратят десятки миллиардов рублей — и малоэффективным.

Портал gosuslugi.ru запустили вчера днем, хотя ранее планировалось открыть его 31 декабря 2009 года. Сразу после запуска портал завис. Как пояснил «Труду» пресс-секретарь «Ростелекома» (он является разработчиком портала) Иван Ким, это вызвано наплывом посетителей, которые одновременно пытались им воспользоваться. В компании обещают устранить недостатки с учетом роста интереса к ресурсу. «Пока работает тестовая версия», — отметил Ким.

Знание ради знания

На портале можно посмотреть информацию о 74 самых востребованных услугах, которые государство оказывает населению. Ресурс позволяет узнать, кто, где и когда может их предоставить и какие документы для этого нужны: к примеру, что необходимо для получения социальных выплат или прохождения техосмотра автомобиля. В 2010 году здесь планируется разместить информацию о 300 услугах, далее их список будет расширяться. К середине 2010-го по замыслу Минкомсвязи, ответственного за проект в правительстве, через сайт можно будет отправлять в ведомства заполненные документы. Полностью же уйти в интернет правительство планирует к 2012 году. К тому времени, обещают чиновники, можно будет не выходя из дома регистрировать фирму или товарный знак, сдавать квалификационные экзамены, получать водительские права и т.д.

На разработку проекта «Ростелекому» уже выделен 181 млн. рублей. Всего же, по словам министра связи Игоря Щеголева, проект «электронного правительства» обойдется в десятки миллиардов рублей. В правительстве считают, что сайт по оказанию госуслуг станет центральной (и самой затратной) частью проекта. Кстати, еще в октябре домен www.gosuslugi.ru принадлежал частному лицу. После вмешательства Генпрокуратуры он перешел в руки государства.

Попытка номер два

В 2006 году была принята программа «Электронная Россия». Согласно ей с января 2009-го должен был заработать единый портал по оказанию госуслуг. На это выделили около 500 млн. рублей. Портал www.ogic.ru запустили вовремя, однако за год своего существования он так и не стал выполнять свои функции. Проект разрабатывало Федеральное агентство по информтехнологиям (Росинформтехнологии). Провал этого замысла признал даже президент. В апреле 2009 года он назвал его «электронным правительством в изгнании».

Уже через месяц Владимир Путин поручил Минкомсвязи придумать что-нибудь более эффективное. Тогда-то и появился проект gosuslugi.ru. При этом старый сайт (ogic.ru) остался не у дел. Хотя представители Росинформтехнологий обещают открывать у себя новые услуги, им уже мало кто верит. Эксперты скептически относятся и к новому проекту. Уже есть неудачный опыт, а потраченные на это огромные деньги могут пойти не по прямому назначению. «Особенность российской экономики в том, что на подобных проектах все зарабатывают еще до их запуска, — рассуждает завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский. — Все можно сделать и дешевле». Эксперт сомневается и в технических возможностях портала — для подобных проектов необходимо тестирование 10 тысячами человек. «Но об этом я ничего не слышал», — добавляет он.