- Сразу отмечу: логика предложенного законопроекта в целом правильная - сделать прозрачными финансовые потоки в неправительственном секторе. Тревогу вызвала его избыточная жесткость, прежде всего - серьезные ограничения для деятельности международных организаций. Законопроект, например, запрещает заниматься политической деятельностью на иностранные деньги, не определяя при этом понятие "политическая деятельность". Но, скажем, наблюдение за выборами - это же тоже участие в политической деятельности? Получается, что все международные наблюдатели, которые приезжают на иностранные деньги в Россию контролировать ход тех или иных выборов, по новому закону могут быть обвинены во вмешательстве во внутренние дела и выдворены.
Думский вариант документа предлагает иностранным объединениям зарегистрироваться у нас в качестве российских общественных организаций, но и тут нормы размыты. Фонд, скажем, не может регистрироваться как общественная организация. Фонд - это "горстка людей", выделяющих деньги, в то время как общественная организация имеет членство и многие другие юридические отличия. Камнем преткновения стал и сам принцип регистрации. Думский вариант, например, предусматривает регистрацию неправительственных организаций в государственных органах, что у нас легко может обернуться бюрократическим произволом.
Президент предлагает найти компромисс, сбалансировав закон в соответствии с принципами гражданского общества. Он рекомендует, например, отказаться от процедуры регистрации иностранных некоммерческих организаций в государственных органах - достаточно уведомить о целях работы. Организации, которые не являются юридическими лицами, не обязаны уведомлять о своем создании и начале деятельности. Владимир Путин не согласился и с тем, чтобы регистрирующие органы имели право запрашивать финансово-хозяйственные документы неправительственных организаций и контролировать расходование средств.
Следить за соответствием деятельности некоммерческих организаций заявленным целям, по мнению главы государства, должны определенные государственные органы, а организации обязаны сообщать им информацию о полученных средствах и целях их использования. Тем самым сохраняется финансовая прозрачность некоммерческих организаций. Это важно, ибо под флагом гуманитарных лозунгов и благотворительных целей сегодня действуют и террористы, в том числе на Кавказе. Очевидно, что должна быть полная ясность: откуда идут деньги, как расходуются? Иностранная общественная организация не должна быть проводником политической деятельности. С этим и Запад согласен. Но закон должен обеспечить контроль без злоупотреблений.
Кстати, хочу заметить, что Общественная палата дважды обращалась к депутатам с призывом отложить принятие законопроекта до тщательной экспертизы. И только вмешательство президента остудило их пыл.
Защищая закон от излишней жесткости, надо представлять, что разговоры о "пятой колонне", в которую превращаются иные неправительственные организации, имеют под собой основу. Небольшая, но очень активная часть российских неправительственных организаций финансируется из зарубежья и вместе с деньгами получает оттуда политические установки и задачи. Такие организации уже превратились в российские филиалы международных неправительственных сетей и, по сути, действительно стали "пятой колонной".
А потому надо найти баланс интересов. И здесь речь должна идти не только о контроле. Но и, скажем, о хроническом недофинансировании некоммерческих организаций, в которых заинтересована Россия. Если рассмотреть этот вопрос в процентах от ВВП, то финансирование неправительственных объединений в России примерно в сто (!) раз меньше, чем в США, в 30 раз ниже, чем в странах Евросоюза, и в 10 раз меньше, чем у наших недавних друзей по соцлагерю - в Польше, Чехии, Болгарии, Венгрии.