СВЕТЛЫЕ СЛЕЗЫ СТАНИСЛАВА ГОВОРУХИНА

Фильм Станислава Говорухина, выходящий вслед за "Детьми Арбата" и "Московской сагой", так же, как и два предыдущих сериала, рассказывает о сталинском времени. В основу сценария, написанного известным кинодраматургом Владимиром Валуцким при участии Станислава Говорухина, положена повесть Ирины Грековой "Хозяйка гостиницы". В отличие же от двух предыдущих телекартин в последней куда меньше внимания уделяется политической истории и персоналиям политиков. Говорухин рассказывает о простых людях и их чувствах, на первый взгляд обычных, но достаточно запутанных.

Действие фильма разворачивается в небольшом приморском поселке в предвоенные годы. Юная, наивная и чистая девушка Вера безумно влюбляется в приезжего военного Александра Ларичева, командира Красной армии и орденоносца. Они решают соединить свои судьбы. Вместе с мужем Вера мужественно переносит тяготы и лишения армейской жизни. Затем - война, послевоенный разрушенный быт и исковерканные судьбы Ларичева и Веры. Через военное лихолетье проносит она свое чувство к немолодому мужу.
Съемки большей части этого фильма, который носил рабочее название "Хозяйка гостиницы", проходили в Одессе в августе-сентябре 2002 года. Между прочим, с Одессой режиссера связывает долгий период жизни, именно здесь, сразу же по окончании ВГИКа, Говорухин начинал свою творческую деятельность, сняв на Одесской киностудии значительную часть своих работ, а также положив в 1988 году начало Одесскому кинофестивалю "Золотой Дюк". Для съемок северного провинциального городка режиссер выбрал поселок Васильевский Мох под Тверью. "Городские" сцены были отсняты в Москве - на улицах, в метро и даже на Красной площади, а также "мосфильмовских" натурных прудах и в павильоне Киноконцерна "Мосфильм".
Главную героиню фильма играет студентка Театрального училища имени Щукина - Светлана Ходченкова, для которой эта роль является дебютом в кино. Роль ее мужа, отважного военного, для которого служба и судьба страны важнее собственной жизни, исполнил популярный актер Александр Балуев. В фильме зрители увидят также и таких известных актеров, как Ирина Купченко, Александр Михайлов. Одну из небольших ролей в картине сыграла Инна Чурикова, для которой это - первый опыт работы со Станиславом Говорухиным. Как удалось нам узнать, прототипом героини Чуриковой стала Фаина Раневская. Стоит также отметить, что эпизодические роли исполнили вице-чемпионка мира и Олимпиады по шахматам, 19-летняя москвичка Александра Костенюк и артист эстрадного жанра Максим Галкин.
Несколько вопросов по поводу предстоящий премьеры корреспондент "Труда" задал режиссеру фильма.
- Станислав Сергеевич, если сравнить кинокартину "Благословите женщину" с телевизионной версией, то в чем отличие?
- В телевизионном фильме добавлены несколько новых сюжетных поворотов и масса мелких деталей и подробностей. Например, появился военный эпизод, вроде бы небольшая сцена, но объясняющая многое в характере полковника - командира Ларичева. Также большое значение для раскрытия личностей Ларичева и Веры имеет история о том, как Александр, выбираясь из окружения, увлекся другой женщиной и изменил Вере... Когда же он раскаялся и признался во всем, то его супруга сказала: "Я не осуждаю тебя, а ей благодарна". А у Веры будет очень непростая история, связанная с ее работой в гостинице. Ведь начальство долго не понимало ее стиля работы, делало ей многочисленные замечания, так что карьера Веры (а в конце концов она дорастает до директора) складывалась очень непросто. Других секретов раскрывать пока не буду, ведь на следующей неделе ваши читатели все увидят сами. Так что мы не просто растянули картину, налив в нее воды и добавив дублей, а превратили ее, как я считаю, в полноценное телекино. Да и зрители, думаю, выиграют тоже. Ведь сколько людей увидят фильм в кинотеатрах? Ну, допустим, миллион-полтора, а по телевидению - пятьдесят миллионов.
- После многочисленных премьер в кинотеатрах страны можно сказать, что ваш фильм публика приняла...
- Перед тем как снимать очередную картину я всегда задаю себе вопрос: что бы моим близким и любимым людям могло понравиться, дать им силы для жизни, разбередить их сердца. И исходя из этого, я всегда стараюсь снимать кино, которое публику поддержит и вдохновит, зарядит желанием жить и вызовет светлую слезу.