Военный аэродром в Сеще подвергся нашествиям местных разведчиков недр: лет десять назад поселковые жители попробовали добывать здесь керосин. Пришли с лопатами, копнули - яма наполнилась специфической жидкостью явно нефтяного происхождения. Залили канистру, другую... За время существования аэродрома столько керосина ушло в землю, что она пропитана им метров на десять. Скоро на автодороге Брянск - Смоленск появились первые продавцы суррогатного горючего. Конечно, качество отвратительное, зато дешево. У дальнобойщиков, которые на "самопале" экономят выдаваемые хозяином средства, даже такое топливо идет нарасхват.
В безденежную перестроечную пору "нефтепромысел" крепко поддержал жителей Сещи. Вот Виктор ковыряет территорию авиабазы всего года три. А опыт перенял у соседа, который занялся этим раньше других, потому и преуспел. Сейчас у того - своя торговая точка на трассе. Виктор, для которого сосед служит примером, рассуждает так: "Если вкалывать по-настоящему, то в месяц можно иметь тысяч 15. Милиция? Да тут все свои - кого бояться?"
Водители, по словам Виктора, прекрасно знают, что в канистрах - суррогат. Но если разбавить его качественным топливом, особого вреда двигателю не будет. В результате всем хорошо - и продавцам, и покупателям. Недовольны только владельцы АЗС, которые видят в кустарях конкурентов. Они и так и сяк расписывают ужасы содержимого канистр, а дальнобойщики по-прежнему покупают суррогат.
По оценке специалистов Брянского управления природных ресурсов, сещинские добытчики откачали около 1,5 тысячи кубометров нефтепродуктов, то есть полноценный состав железнодорожных цистерн. Но в земле растворено еще около семи эшелонов. Значит, работы кустарям хватит на несколько лет. С точки зрения экологов, пусть себе черпают. Сейчас общая площадь загрязнения занимает квадратный километр. Если не принимать никаких мер по очищению, то нефтепродукты могут достичь девонских водоносных горизонтов. Так что сещинцы еще и занимаются благородным "зеленым" делом. Есть фирма, которая легально откачивает нефтепродукты с территории аэродрома, однако она не сделала и трети того, что местные кустари. Правда, сейчас на их пути встала районная администрация. Огородила вместе с военными зону загрязнения, установив ночное дежурство. Но уследить за всеми подкопами, конечно, не удается. Не помогают ни увещевания, ни угрозы.
Пока в "торговых точках" на трассе не иссякает керосин. Осталось-то всего семь эшелонов. А на что потом будет жить Сеща - не известно.