Александра Пахмутова продолжает творить большую музыку!

 Корреспондентам «Труда» посчастливилось побывать на юбилее замечательного, великого музыканта. Своё 95-летие Александра Пахмутова отметила на сцене Большого театра, причём, играя на рояле!

 Каждого, кто родился в СССР, мелодии Пахмутовой сопровождают его всю жизнь. Лично я первые две песни, которые самостоятельно спел в четырёхлетнем возрасте, были «Солнечный круг» и «Геологи». Ну, первой из них обучили в детской саду – мы её исполняли хором. А вторую я услышал по радио. Её задушевная грустная мелодия сама проникла в меня. Я пел, не понимая смысла половины слов. Думаю, примерно то же самое о той или иной песне Александры Николаевны может сказать если не каждый, то каждый второй наш соотечественник. Я, как фанат Пахмутовой с 95-летним стажем, думал, что знаю про неё всё. Ну, или почти всё. Но на своём юбилейной концерте она продолжала меня удивлять. Ещё неделю назад я не мог себе представить, что человек может творить и в возрасте «хорошо за 90». Но концерт под названием «Большая жизнь» в Большом театре начался именно с нового вальса «Навстречу весне», который Пахмутова сочинила в октябре этого года и сейчас впервые представила на суд зрителей и слушателей. Сама исполнила и соло на рояле. Прекрасная, запоминающаяся мелодия!

Приятно, что юбилей столь яркого и плодовитого деятеля культуры отметил не только народ, но представители высшей власти. Пять лет назад на предыдущий юбилейный концерт президент РФ Владимир Путин лично приезжал в Большой театр, а сейчас он поздравил юбиляра с огромного монитора. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Патриарх Кирилл вышел на сцену, обратился с теплыми словами к ней лично.

Конечно, смотреть выступление 95-летнего великого музыканта вживую – событие уникальное. Так что на протяжении всего вечера я из чувства любопытства и непроизвольно, но особо внимательно наблюдал не за многочисленным составом Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета, и не за многочисленными певцами и певицами, а именно за юбиляром. Весь концерт Александра Николаевна играла на рояле. И могу заверить: движения её пальцев всё время соответствовали звукам клавиш. А в концовке вечера, когда все приглашённые на вечер вокалисты хором запели знаменитую «Надежду», оркестр молчал, а в качестве аккомпанемента какое-то время звучал только рояль в исполнении Пахмутовой!

Удивительной кульминацией вечера стала песня «Как молоды мы были». Ветеран актёрского цеха Станислав Любшин вышел на сцену и обратился с признанием любви к Пахмутовой. Причём, обыграл сцену так, будто их было всего двое – Она и Он. Его монолог постепенно перешёл в запев «Как молоды мы были», который сначала мощным голосом подхватил оперный певец Ильдар Абдразаков. Режиссёру удалось «склеить» сценарий так, что эту песню на громадных мониторах продолжили ушедшие от нас Дмитрий Хворостовский, а потом Александр Градский. Все сидевшие в зале просто содрогнулись от такого магического перехода из настоящего в прошлое. Как нам рассказал один из организаторов, ровно пять лет назад Градский чувствовал себя совсем плохо. К сцене Большого его подвезли за кулисы в кресле-каталке. Но потом он собрался и нашёл в себе последние силы – встал, показался на публике на своих ногах и прошёл несколько шагов в сторону Пахмутовой. Поздравил её и спел. И это было последнее появление Александра Борисовича на публике.

И вот ещё чем удивила Пахмутова на сей раз, по окончанию этого юбилейного концерта. Сердечно поблагодарив певцов, музыкантов и публику в зале, она особо тепло высказалась про Большой театр, в стенах которого прошёл этот прекрасный вечер:

«Я впервые оказалась в этом театре в 1943 году. Удивительно дело. Идёт страшная война. А в центре Москвы люди изо всех сил стараются попасть в Большой и приобщиться к великой культуре. Это – великая школа для лучших певцов и музыкантов. Могла ли я тогда думать, что в далёком будущем здесь прозвучат и мои сочинения?! Так что у меня сегодня счастливый день».

Конечно, и все мы – несколько поколений советских и российских граждан - вправе сказать, что мы жили в эпоху Пахмутовой. И что нам в этом плане повезло. Её мелодии – одно из самых ярких достижений отечественной культуры, современной нам. Я неоднократно был свидетелем, как далеко от России люди из разных стран, мало что знающие о нашей культуре, услышав «Нежность», «Старый клён» или «Надежду», оживлялись, спрашивали – что это за чудесная незнакомая музыка. Им казалось удивительным, что и после произведений Ильича Чайковского, Сергея Рахманинова и после внушительного гимна СССР/России в нашей стране не разучились сочинять красивые мелодии. И что я сейчас услышал новый вальс Пахмутовой, сочиненный ею в возрасте, без малого, 95 лет, в очередной раз разрушило мои стереотипы о человеческих возможностях. Пожелаем Александре Николаевне здравствовать и дальше. И разрушать привычные нам рамки бытия! Бодрости и новых творческих успехов!