Нужен ли в России паспорт болельщика?
Президент РПЛ Александр Алаев пообещал повысить посещаемость футбольных матчей в России. Цитирую: «РПЛ остается самым посещаемым спортивным мероприятием страны. 11-12 тысяч человек на матче — это рабочие цифры. Но мы хотим большего. В ближайшее время анонсируем новую программу, направленную на увеличение посещаемости».
Из речей главы РПЛ следует, что 12 тысяч зрителей на матче — неплохой показатель. Но для сравнения: на матчи немецкой бундеслиги и АПЛ в Англии ходят около 40 тысяч человек, в Серии А (Италия) и Ла Лиге (Испания) — около 30 тысяч. Добраться до таких показателей в России невозможно, пока у нас действует главное препятствие — карта болельщика, Fan ID. Так считают и фанаты, и специалисты.
Электронный документ, позволяющий обладателю посещать состязания, ввели в 2014 году с целью обеспечить безопасность на матчах. С 2023-го карта стала обязательным документом при покупке билетов. Фанаты многих клубов объявили бойкот матчам, где действует эта система. А вот у спортивных чиновников и законодателей на сей счет единого мнения нет. Есть те, кто уверяет, что без карты нельзя. Некоторые депутаты предлагают отменить Fan ID участникам СВО, чтобы уберечь бойцов от утечки их личных данных. Но пока идут такие споры, зрителей на трибунах не прибавляется.
А вот что говорит известный футбольный менеджер Юрий БЕЛОУС:
— Ситуация в самом деле ненормальная. Я был недавно на матче «Динамо» — «Пари НН». На одном из лучших стадионов страны 7800 зрителей — кот наплакал. В Химках и вовсе 290 человек собрались. Футбол — прежде всего зрелище, тут действуют законы индустрии зрелищ. И стадионы должны быть доступные и комфортные, а у нас даже в РПЛ есть такие, как в Оренбурге (местный клуб из-за своей арены несколько раз имел проблемы с допуском в РПЛ. — «Труд»). А болельщикам тольяттинского «Акрона» приходится ездить на домашние матчи в Самару. В Сочи команда играет во втором дивизионе. Стадион великолепный, но на краю города — основной части жителей далеко ездить. Хотя давно можно было реставрировать стадион имени Метревели в центре города, чтобы для большинства футбол находился в шаговой доступности. Паспорт болельщика тоже создает много проблем. Например, парень хочет пригласить девушку или друга на футбол. Им ради одного матча оформлять этот документ? А для людей старшего поколения эта процедура вообще представляется cложной. От благих пожеланий Алаева зависит далеко не все. И дело не только в Fan ID. Если в самих клубах не стараются популяризировать футбол, то неужели Алаев будет это за них делать? Когда я работал в ФК «Москва», у нас была разнообразная программа. От «приведи на футбол маму» и до визитов сотрудников клуба в общеобразовательные школы. Всем надо активно работать, чтобы привлекать зрителей на трибуны:
Актер Валерий БАРИНОВ, болельщик с более чем полувековым стажем, говорит еще резче:
— Паспорт болельщика я оформил только с чужой помощью, а многие просто плюнули на эти условности. Считаю Fan ID чушью несусветной. Есть дух болельщиков, которым сам факт надуманных ограничений неприемлем. Ну какая молодость и страсть к футболу без духа вольности? А бороться с хулиганством можно и нужно другими методами. Кстати, матчи в РПЛ проходят достаточно живо — и лидеры меж собой азартно борются, и даже аутсайдеры. А с возвращением в еврокубки интерес и к матчам РПЛ возрастет. Для людей творческих походы на футбол — это частичка детства. Сейчас тебя и так всюду контролируют: и телефонные разговоры, и камеры слежения, натыканные повсюду. Столь неусыпное внимание напрочь убивает энтузиазм!