В Центре спасения благополучно вырастили Севу, Мишу, Машу, Ленку, Савву, Тора и еще десяток косолапых сирот
В Центре спасения медвежат-сирот в Бубоницах Тверской области в этом году вырастили 16 медвежат. Савва, Сева, Маша и Миша, Тора, Ленка, Сойга и другие косолапые поступили в Центр с января по апрель. За лето они подросли, окрепли, и сейчас их начали выпус-кать в лес — как правило, в те регио-ны, где они родились.
Все это время медвежат опекал Валентин Пажетнов. Долгое время на его доме висела шутливая табличка «Берлога шатуна», хотя сам он человек в общем-то серьезный — доктор биологических наук, заслуженный эколог России. Когда Валентин Сергеевич разрабатывал свою уникальную методику по реабилитации осиротевших медвежат, два с половиной года он фактически прожил в лесу бок о бок со своими подопечными — двумя медведями Катей и Яшей. Ученый исколесил всю округу, в любую погоду ночевал в палатке по соседству с косолапыми и терпеливо вел дневник наблюдений. В последующем эти материалы стали основой методики, позволяющей выращенных человеком медведей возвращать в естественную среду обитания. В итоге за годы работы Центра спасения медвежат-сирот удалось вернуть в лес больше 150 медвежат.
Горячая пора в Центре начинается, когда открывается сезон охоты на бурого медведя на берлоге. Иностранцы за такой драйв выкладывают больше двух тысяч долларов. Между тем само мероприятие не такое уж опасное. Ошалевшие от дневного света и лая своры собак животные — легкая добыча для охотников. Даже если медведице по счастливой случайности удается спастись, она никогда не вернется к своим детям. Без нее они проживут считаные часы:
По словам Валентина Пажетнова, новорожденные медвежата появляются на свет в берлоге обычно в январе. Они слепы, глухи и весят всего полкило — размером с варежку. В это трудно поверить, учитывая размеры взрослого зверя с его 200-300 кг живого веса.
Чтобы вырастить в искусственных условиях медвежонка, способного самостоятельно освоиться в лесу, главное — не переборщить со всякими нежностями, иначе ему прямая дорога в зверинец. Поэтому в Центре стараются свести к минимуму число людей, контактирующих с подопечными, — медвежата быстро привыкают к запахам. Кроме того, есть железное правило — не использовать духи, кремы или дезодоранты.
Несмотря на то что с косолапыми нельзя поболтать и приласкать, отношение к ним все равно как к маленьким детям. Для подросших малышей в жилой комнате устанавливают «лазалки» и «ползалки», сделанные из веток деревьев, для развития навыков лазанья. А в конце апреля медвежью малышню переселяют на вольные просторы — в лесной вольер, где они очень быстро осваиваются. Самое удивительное, что специально медвежат ничему учить не нужно. Они сами знают: что можно есть, что нет, как добывать корм. Их даже берлогу не нужно учить строить — эта информация записана на генном уровне.
Поэтому, выпуская медвежат в естественную среду обитания, сотрудники Центра за них спокойны. Но на всякий случай каждому медвежонку перед выпуском закрепляют на ухе метку ярко-желтого цвета с идентификационным номером, благодаря которому можно проследить его дальнейшую жизнь.