Такой скороговорке учат студентов театральных вузов: в массовке на сцене каждый повторяет ее на свой лад — а в результате получается оживленный гул, необходимый по ходу пьесы. Нечто похожее происходит и на мимолетных встречах глав США и России: ни о чем не сказали, но все вокруг принимаются толковать отдельные фразы и жесты.
В Париж на празднование столетия окончания Первой мировой съехались ведущие мировые лидеры. Задолго до события только и разговоров было, что о возможном контакте Владимира Путина с Дональдом Трампом. Правда, по мере приближения события перспективу затягивало дымкой. Кончилось все мимолетным свиданием на ногах во время фотографирования и переглядыванием за завтраком (Путина и Трампа рассадили друг против друга).
Последнее обстоятельство, впрочем, не помешало пресс-секретарю Белого дома Саре Сандерс в красках расписать, как президент США два часа обедал в Елисейском дворце, «продуктивно общаясь» с соседями — Меркель, Макроном и Путиным. По ее словам, «четверка обсудила разные вопросы, включая ДРСМД, Сирию, Саудовскую Аравию, торговлю, санкции, Афганистан, Китай и Северную Корею».
Правда, в сухом остатке немного: очередные антироссийские санкции вводятся, разоружением не пахнет, но сам диалог, даже за супом, важен. Главное, что Путин и Трамп опять договорились увидеться — на этот раз на саммите G20 в Аргентине, который пройдет с 30 ноября по 1 декабря.
На фоне явного дефицита слов, сказанных друг другу лидерами России и США, пресса принялась выискивать нечто значимое в символах и знаках. Так, корреспондент журнала Time отметил: «Эти двое поздоровались скорее как старые друзья, чем как конкурирующие мировые лидеры». «Увидев Путина, Трамп улыбнулся; эта реакция выделялась на фоне относительно мрачных лиц других лидеров, которые стояли рядом. После рукопожатия Путин на мгновение показал Дональду большой палец, оттопыренный кверху...» А выводы из этой милой картинки далекоидущие: Трамп вовсе не случайно хочет отменить расследование Мюллера. Сговор налицо!
Лондонскую The Guardian тоже заклинило на большом пальце Путина. Автор из него высосал ни много ни мало, а «целую ось Трамп — Путин, за становлением которой с удивлением наблюдала канцлер Германии». По версии издания, если при приближении Путина «Макрон и Меркель демонстрировали стальную решимость», то Трамп «немного просветлел, и на его лице появилась глуповатая улыбка». Вывод: Трампу «некомфортно общаться с европартнерами», а вот «мимолетная встреча с Путиным стала свидетельством его значительно большей симпатии к автократам».
За такой, простите, «аналитикой» осталась в тени одна важная дата. Ровно 85 лет назад, 16 ноября 1933 года, нарком иностранных дел Литвинов и президент Рузвельт обменялись нотами, были установлены дипломатические отношения СССР и США. Через два года последовал торговый договор, а в 1937 году стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Тогда еще Штаты искали партнеров. После общей победы над Германией отношения застыли и вскоре переросли в холодную войну... Лишь в 1960-е, когда две сверхдержавы одумались после Карибского кризиса, их дипотношения обросли договорной базой, сдерживающей гонку вооружений и установившей правила игры. К 1970-м договорились о запрещении ядерных испытаний в трех сферах, о предотвращении ядерной войны, ограничении стратегических вооружений — ОСВ-1 и ОСВ-2, а в 1972-м — по ПРО. Теперь все это — в отвал?
Вот о чем надо бы подумать, а не про палец. Будем помнить и про то, что с 1974 года работала поправка Джексона — Вэника к Закону о торговле, отменявшая режим благоприятствования и блокировавшая госкредиты для СССР. Причем она осталась в силе и после развала СССР, когда ограничений на эмиграцию не было в помине. С 1979-го принята доктрина Картера, включавшая эмбарго на поставки зерна, ограничения на научные обмены и передачу технологий. То есть без санкций США мы никогда и не жили, кроме как при «ельцинском процветании».
Кстати, великий молчун Андрей Громыко знаменит вовсе не раскованными манерами и лучезарной улыбкой, а тем, что в разгар холодной войны жестко отстаивал позиции СССР в ООН и продвигал диалог с Западом. Без особой дружбы между президентами США и генсеками КПСС были заключены основополагающие документы по разоружению и мерам доверия, до сих пор оберегающие мир от перехода за красную ядерную черту. Зато Рейган, Буш и Клинтон уже охотно улыбались Горбачеву, а потом и Ельцину, но не переставали помогать разваливать Союз и финансировать боевиков в Афганистане и Чечне.
Так что «язык тела» может представить интерес только для психоаналитиков демпартии США, которые ищут аргументы для импичмента. Для наших же отношений со Штатами рукопожатия, ухмылки, оттопыренные пальцы, хлопки по плечу, подмигивания и прочие протокольные курьезы ровно ничего не значат. На их фоне будем видеть главное: все ограничения вооружений, существующие в выстраданных договорах, планомерно дискредитируются, война в экономике идет полным ходом, курс на изоляцию России остается приоритетом НАТО. Так дело может дойти и до перемигиваний через окуляр оптического прицела.