Российская штангистка получила золотую медаль Олимпиады-2008 из-за дисквалификации китаянки Лю Чуньхун
В эти выходные в СК «Гераклион» на турнире «Железная лига» трехкратную чемпионку мира, заслуженного мастера спорта по тяжелой атлетике Оксану Сливенко чествовали уже как олимпийскую чемпионку. Первую в отечественной штанге.
Поздравить с этой замечательной новостью приехали многие известные в тяжелоатлетическом мире люди: чемпион мира Вячеслав Клоков, чемпион мира Юрий Козин, серебряный призер Олимпиады Сергей Сырцов, президент Федерации тяжелой атлетики Москвы Максим Абдулмеджидов, действующий атлет, серебряный призер чемпионата Европы Феликс Халибеков и другие. А президент фонда «Гераклион», где теперь трудится Оксана, Сергей Еремин сделал своей приме королевский подарок: установил его пожизненную ежемесячную стипендию в размере 30 000 рублей. И честь ее золотой медали прямо на сцене попросил символически зажечь олимпийский огонек.
Здесь же на соревнованиях она впервые после долгого перерыва вышла на помост. Выступила по-чемпионски достойно: сработала чисто на все шесть подходов, заняла в своей категории первое место. Цель у Оксаны, ни много ни мало – вернуться в большую тяжелую атлетику с прицелом на Олимпиаду-2020.
Напомним, что спортивный арбитражный суд отклонил апелляцию китаянки Лю Чуньхун, опередившей в 2008 году Оксану на домашних Играх в весовой категории до 69 кг. Международный олимпийский комитет после перепроверки допинг-проб аннулировал результаты ряда штангистов, выступавших на Олимпийских играх 2008 и 2012. Под санкции попала и соперница Сливенко Лю Чуньхун. Таким образом, Оксана вместо серебра теперь должна получить заслуженное золото. Правда, в счастливый исход этого дела до конца не верилось: у российских спортсменов в последнее время только отбирали завоеванные медали. А вот отдали – впервые.
– Разговоры о пересмотре итогов в моей весовой категории пошли год назад, – вспоминает Оксана хронологию развития событий. – У китаянки открылись проблемы с положительной допинг-пробой, начались судебные разбирательства. Осенью узнала, что апелляцию Чуньхун отклонили, а несколько недель назад получила на руки уже официальную бумагу. Честно, до последнего не верила в счастливый исход и до сих пор не могу свыкнуться с этой мыслью. Конечно, стать олимпийской чемпионкой спустя девять лет после того турнира – все это несколько странно. Буду постепенно свыкаться с этой мыслью. Все-таки «золото» Олимпиады для меня как огромный бонус, который открывает новые возможности в жизни.
– Теперь в историю вошла, как первая их россиянок олимпийская чемпионка по тяжелой атлетике.
– В повседневной жизни, может, не чувствуется. Но если так серьезно задуматься, то это… В общем, ощущения приятные.
– Сергей Еремин, президент фонда «Гераклион», в котором ты работаешь, заметил, когда выступал на сцене, что ты человек скромный. Звездная болезнь тебе не грозит.
– Да мы в тяжелой атлетике все скромные люди (улыбается). Мы же не футболисты и теннисисты, к которым приковано внимание. До сих пор удивляюсь, что нашелся такой человек, как Сергей Александрович Еремин, который вот уже пять лет развивает силовые виды спорта в России, а теперь еще и помогает тяжелой атлетике. А какой настоящий современный дворец спорта он сделал! Здесь приятно и выступать, и работать. С первого дня своей работы здесь я ощутила на себе настоящее человеческое отношение и заботу. И еще меня подкупило новое видение Еремина на развитие спорта, в частности, тяжелой атлетики. Беда нашей штанги, всей этой системы, что мы десятилетиями делаем одно и то же, идем по накатанной. Все эти методы подготовки атлетов морально устарели.
– Согласен, что в «филармонии» надо давно что-то менять. Но давай вернемся на 9 лет назад в Пекин. Тогда китаянка Лю Чуньхун выиграла золотую медаль с таким запасом, что даже непосвященному и далекому от тяжелой атлетике человеку было ясно, что с ней нечисто. Было у тебя чувство досады, несправедливости?
– Мы еще по заявочным листам поняли, что бороться будет сложно. Конечно, такой огромный отрыв от меня китаянки насторожил, все мировые рекорды азиатка тогда сняла. Ясно, что для Китая это домашняя Олимпиада, что они используют все свои «иголки» для победы. Но что с этим поделаешь? Отнеслась к своему «серебру» спокойно. Вторая, так вторая. Но это теперь в прошлом. Сейчас надо уже привыкать к новому для себя статусу.