Новогодний бонус получат менее 10% россиян

В качестве компенсации для них устроят корпоративы

Вопреки ожиданиям сотрудников руководители компаний планируют новогодние вечеринки для персонала. В кризисные годы около 20% фирм полностью отказались от празднования или существенно сократили бюджет. Этот Новый год на работе обещает запомниться россиянам.

Большинство компаний в этом году устраивают для своих сотрудников праздничное мероприятие с ужином и развлекательной программой. По мнению экспертов, времена, когда от праздничных излишеств приходилось отказываться, прошли.

«В 2009 году мы не устраивали большой общий праздник — тогда отделы самостоятельно проводили корпоративы по мере возможности. Но в этом году праздновать Новый год будем в центре, на Арбате. Приглашаем сотрудников из регионов, готовим поздравления по номинациям», — рассказывает HR-директор компании «Эльдорадо» Руслан Ильясов.

Корпоративы планируют не только большие компании — мелкие частные фирмы также собираются порадовать персонал. Так, например, в небольшой подмосковной фирме, занимающейся продажей компьютеров, на проведение новогоднего праздника выделяется 300 тысяч рублей на 50 сотрудников. Мало того, в ресторан каждый сможет прийти с парой.

Каждому по ежедневнику

Новогодние премии в этом году получат менее 10% россиян. Об этом свидетельствует и опрос на сайте trud.ru, и опрос HR-директоров компаний. Это неудивительно: даже в нефтяной и строительной отраслях некоторые компании после 2008 года перестали выплачивать столь привычные, ставшие уже 13-й зарплатой бонусы. Однако подарки от руководства получат практически все.

Набор презентов остается стандартным из года в год. Большинство сотрудников российских офисов получат канцелярские принадлежности, чашки, флешки и зонтики с символикой компании. В списке популярных подарков также брелоки, альбомы, календари и книги (обычно с историей успеха фирмы). Однако есть и те, кто найдет на своем рабочем столе что-то нетрадиционное.

«У нас в компании работают одни женщины, и в прошлом году нам подарили сертификаты на покупку косметики в известной сети магазинов косметики», — рассказывает сотрудница московского офиса строительной фирмы Ольга Гарова.

Перенимая опыт западных коллег, некоторые компании организовывают среди сотрудников систему «Тайный Санта», то есть, по-нашему, «Тайный Дед Мороз».

«В кризис, когда у нас не было денег на подарки, за месяц до Нового года каждый сотрудник получил конверт с именем своего коллеги. Это значило, что ему нужно сделать подарок только этому человеку», — говорит владелец агентства по организации праздников Влад Карпов. По словам Влада, акцией все остались довольны: каждый старался проявить фантазию, и подарки оказались гораздо приятнее, чем те, которые обычно дарит компания.

Похожей схемой воспользовались сотрудники другого московского офиса. Накануне праздников в общем холле появилась «Доска желаний», куда каждый сотрудник мог записать подарок, который хотел бы получить. Остальные вычеркивали из списка то, что хотели бы подарить, выбирая коллегу, которому сделают сюрприз. Во избежание конфузов начальство заранее обозначило приблизительную сумму подарка — 500 рублей.

«В тот Новый год я получила в подарок книгу, о которой давно мечтала. Она недорогая, но довольно редкая, и я даже не думала, что кто-то захочет мне ее подарить! Жаль только, не знаю, кого благодарить!» — делится впечатлениями сотрудница компании Ирина Шельдман.

Радуются россияне и простым подаркам вроде ежедневника или визитницы. «Наши сотрудники всегда ждут новогодних подарков, в том числе и ежедневников с символикой компании. Все ими пользуются, это часть корпоративной культуры», — говорит PR-директор Ассоциации ресторанов «Веста-центр интернешнл» Инна Исмайлова.

Подарки надо выиграть

Некоторые компании для того, чтобы подарок казался ценнее, а процесс его получения интереснее, устраивают на корпоративах конкурсы.

«Когда человек не просто получил подарок, а выиграл его, создается некая иллюзия достижения, эффект от такого подарка ярче, даже если приз совсем незначительный», — говорит ведущий торжественных мероприятий Алексей Горинев. По его словам, так происходит отсев тех, кому подарки и вовсе не нужны: эти люди просто не участвуют в конкурсах.

«Мы дарим подарки тем, кого награждаем как лучшего в какой-то номинации, и тем, кто выигрывает в конкурсах, которые обычно проводятся на наших корпоративах. Получается, с подарками уходят примерно 75% сотрудников», — рассказывает HR-директор компании «Эльдорадо» Руслан Ильясов.

Пожертвовать корпоративами

С 2008 года многие российские компwании приняли решение не тратить праздничный бюджет на подарки для сотрудников, а перечислять день-ги на благотворительность. Так, в прошлом году более 70 организаций, в числе которых InterSystems International Corporation, «Рос-интер», HP Russia, «Лаборатория Касперского», «Газпром нефть» и другие пожертвовали средства фонду «Подари жизнь».

Средства, которые предназначались на покупку сувениров и прочих новогодних поощрений, помогли оплатить несколько операций для детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

«Взамен этого нам приходила открытка от фонда, в которой было написано, кому перечислены наши деньги. Это было очень приятно — понимать, что ты не получил свой очередной ежедневник, а помог ребенку. Хорошо, что этот европейский опыт перенимают и наши работодатели», — делится ощущениями сотрудница одной из этих компаний Анна Неверова.

Самые частые подарки от компаний сотрудникам на Новый год

Цифры

Результаты опроса на www.trud.ru