Снос палаток по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина лишил работы тысячи предпринимателей. Как власти могут помочь развиваться малому бизнесу, «Труду» рассказал координатор по розничной торговле движения «За честный рынок» Роман Жигульский.
— Роман Владимирович, снос торговых палаток в Москве нанес сильный удар по малому бизнесу. Как,
— На самом деле нестационарная торговля — это тоже цивилизованная форма торговли. Нецивилизованной она стала в Москве, но только
Согласно данным проведенного нами исследования около 90% палаток в Южном округе Москвы в прошлом году были установлены незаконно. Чтобы все было цивилизованно, для начала нужно исполнить федеральный закон. В нем сказано, что субъекты Федерации должны создавать схему размещения объектов нестационарной торговли, то есть палаток.
Эту схему обязаны разработать органы местного самоуправления — в Москве это районные депутаты. Нужно по каждому району анализировать, сколько нужно киосков с прессой, сколько — с цветами, сколько — продуктовых точек. И потом уже думать над их расположением. Затем этот районный план должен быть объединен с другими и сведен в общегородскую схему.
— Уже по этой схеме как распределять места?
— Опять же по закону 60% торговых мест (аренда земельных участков) должны быть отведены под мелкий бизнес, а 40% — под крупный (различные торговые сети, к примеру). Эти места должны распределяться по конкурсу: предприниматели подают заявку на участие, указывают преимущества своих магазинов, а победителя уже определяет конкурсная комиссия.
— До сих пор схема распределения участков была сильно коррумпирована и получить право аренды около метро просто так было невозможно…
— Схема тендеров должна быть прозрачной, только тогда будет дан сильный толчок развитию малого бизнеса. И нужно пресекать возникновение так называемого «крепостного эффекта»: в лужковские времена конкурсы по аренде помещений или земли выигрывали подконтрольные чиновникам организации, которые затем сдавали их в субаренду — уже предпринимателям.
— Москвичам было удобно покупать товары в палатках возле метро. Мэрия стоит на позиции, что ларьки мешают движению. Какой компромисс здесь возможен?
— Властям нужно принять стандарты внешнего вида палаток и их размещения. Так, надо четко определить, насколько палатки должны быть удалены от проезжей части, какая должна быть ширина для прохода на улице (соответственно, можно или нет там размещать торговые точки). Наконец, нужны стандарты размера палаток. Раньше таких норм не было. То есть мобильная точка не может быть длиной более чем 3×3 метра, должна иметь стандартизированный и цивилизованный внешний вид. Власти и предприниматели должны принять эти правила и соблюдать их.
— А насколько законен был повальный снос палаток возле метро столичными властями?
— То, что происходило на прошлых неделях, конечно, беззаконие, потому что существует определенный процессуальный порядок: сначала владельцев должны были предупредить о возможном сносе, потом подать иск в суд и лишь потом с решением суда подгонять краны. Ведь в некоторых случаях палатки можно было не сносить, а просто передвинуть.
— Что теперь с этой массой предпринимателей делать?
— Если это честные предприниматели, которым уже нечего терять, то им следует бороться до конца в суде. А те, кто отстегивал по 50 000 рублей каждый месяц различным чиновникам и милиции, четко чувствуя свое правовое положение, выходить из тени не будут. Правда, перспективы в судах не выглядят радужными: суды могут либо затянуть дела, либо проявить лояльность новым московским властям. И хотя уже стали больше говорить о том, что пострадавшим предпринимателям будут выплачивать компенсации, пока дело до этого не дошло.
Роман Жигульский, предприниматель, координатор по розничной торговле движения «За честный рынок»
Родился в 1968 году в Москве.
Учился в Институте защиты предпринимателя.
Работает предпринимателем с 1993 года по