"На протяжении последних четырех лет материальный ущерб от аварий составляет более двух процентов ВВП", - отметил Путин. Он считает, что рост аварий лишь отчасти связан с увеличением количества автомобилей. Это подтверждается тем, что количество транспортных средств в стране за период с 1997 по 2004 год выросло на 9,2 процента, а число ДТП - более чем на 30 процентов. Анализ показывает: основной причиной подавляющего большинства ДТП является пренебрежение правилами дорожного движения и водителями, и пешеходами.
"Мы сталкиваемся с крайне низкой культурой поведения на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом", - подчеркнул президент и предложил повысить требования к качеству подготовки водителей. Тут он сказал то, что известно всем автомобилистам: "Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность. Только плати деньги - и получай права".
Судя по тому, что начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов стал быстро записывать эти слова, можно было подумать: такое заявление было для него неожиданным. Между тем, говорят, что особым шиком среди "новых русских" считается - приехать сдавать экзамен на право вождения машины за рулем своего внедорожника.
Президент призвал общество к решительному отторжению хамства и лихачества на дорогах, вождения в пьяном виде, а средства массовой информации - подключиться к разъяснительной работе в этой сфере. Он отметил необходимость долгосрочных инвестиций в строительство и модернизацию автотранспортных магистралей, ужесточения технических требований к безопасности автомашин и особо выделил проблему первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Высокий уровень смертности на дорогах, по его словам, во многом вызван тем, что такая помощь не оказывается своевременно и квалифицированно.
С докладом о состоянии безопасности на российских дорогах выступил руководитель рабочей группы президиума Госсовета ставропольский губернатор Александр Черногоров. Он даже заявил, что масштаб ДТП в стране угрожает ее национальной безопасности. "Потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев", - сказал Черногоров. А основными видами ДТП в России, как следует из доклада, является наезд на пешехода (43,5 проц.), столкновение (29,3 проц.) и опрокидывание (13,1 проц.).
Готовилось это совещание основательно. Его участники получили несколько документов - доклад рабочей группы президиума ГС, иллюстративный материал к нему, обзор международного опыта, предложения субъектов РФ и концепцию федеральной программы по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденную правительством в конце октября. Кроме губернаторов - членов президиума Госсовета, в заседании участвовали министры здравоохранения, финансов, транспорта, внутренних дел, а также мэр Москвы и губернатор Московской области.