АЙ ДА "ПРОВИНЦИЯ"

...Затемненная сцена. Лишь справа в двух кругах света двое седовласых мужчин. Один со скрипкой, которую позже сменяет труба, другой за роялем. Они исполняют джазовую композицию о любви. Этим музыкальным мини-спектаклем, исполненным звездами российского джаза - петербургским мультиинструменталистом Давидом Голощекиным и курским пианистом Леонидом Винцкевичем, открылись концерты фестиваля "Джазовая провинция". Накануне корреспондент "Труда" побеседовал с основателем и арт-директором фестиваля Леонидом ВИНЦКЕВИЧЕМ.

- Многие жители Курска считают свой город "столицей российского джаза". Отчего?
- Международный фестиваль "Джазовая провинция" задуман и рожден в Курске, ежегодно его первые концерты проходят здесь, а уже затем музыканты переезжают в другие города, в том числе Москву и Санкт-Петербург. Вот передо мной список спонсоров и добровольных помощников фестиваля из 18 городов центра России и Поволжья. Без них столь масштабное мероприятие просто не могло бы проходить десять лет подряд. Так вот, в этом списке более пятидесяти фамилий курян и названий курских фирм...
- Ну это понятно - земляки просто не могли не поддержать известного артиста Курской филармонии.
- Вначале я и не думал замахиваться на нечто масштабное. С детства любя джаз, став затем артистом филармонии, я на свои деньги старался выезжать на различные фестивали и конкурсы. Подружился со многими известными джазменами России, Европы и США. А потом рискнул предложить некоторым из них выступить в Курске на организуемых мной "Вечерах джаза". Очень хотелось, чтобы земляки слушали знаменитых музыкантов. На мое удивление, откликнулись многие. Успех "Вечеров джаза" побудил расширить их географию: мы стали выезжать в соседние города - Воронеж, Белгород, Брянск, Рязань... В организации этих концертов помог Российский фонд культуры. В 1997 году наш фестиваль официально получил статус международного.
- А чем порадует поклонников джаза юбилейный фестиваль?
- В числе приглашенных мастеров - выдающийся композитор и саксофонист из Эстонии Лембит Саарсалу. С 1983 года я постоянно выступаю с ним в дуэте на наших и зарубежных сценах. А главным номером юбилейных концертов, уверен, станет выступление руководимого знаменитым пианистом и композитором Анатолием Кроллом московского джаз-оркестра "Академик-банд" с программой-антологией "Сотворение джаза". Среди джазменов, уже знакомых курской публике, я бы назвал американского саксофониста Майка Эллиса, квартет литовских музыкантов и англо-скандинавское трио "Стекпанна". А из тех, кто впервые предстанет перед нашей аудиторией, назову прежде всего заслуженного артиста России, обладателя европейской премии имени Густава Малера пианиста и композитора Даниила Крамера. В числе гостей будет даже инструментальное трио из Японии под руководством Катсуюки Итакура...
- Выходит, что благодаря джазу Курск прославился на весь мир?
- Не только благодаря джазу. Ведь курская земля дала нам такого гениального творца музыки, как Георгий Свиридов. Силами курян проводятся хорошо известные в России фестиваль классической музыки и Международный конкурс молодых вокалистов, носящие имя великого композитора. Так что провинция действительно может многое. Одно плохо - в стране все еще нет выверенной государственной политики в области культуры, которая бы позволяла поддерживать на достойном уровне интересные артистические проекты. Если бы не меценаты, все эти добрые начинания зачахли бы. Тут есть о чем задуматься и местной власти, и чиновникам Министерства культуры в Москве.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Как обещал Л.Винцкевич, "Джазовая провинция" захватила своим "крылом" и Москву. Выступление гостей из Курска, Питера, Японии, Америки, Дании с огромным успехом прошло на главной столичной джазовой площадке - в "Ле Клубе". Корреспондент "Труда" спросил, не утомили ли музыкантов странствия по России. "Да что вы, - рассмеялся шведский барабанщик Петер Сверт, - подумаешь, сломался автобус, вместо 6 часов мы ехали 16... Зато какое удовольствие - играть вместе". А еще гость удивил - не зная русского языка, он тем не менее попросил: "Обязательно пришлите по электронной почте статью в "Труде" про фестиваль..."