Что конкретно предлагается? Ввести дифференцированный акциз на высокооктановый и низкооктановый бензин: для первого ставка будет ниже, для второго - выше. Делается это с тем расчетом, чтобы увеличить производство высокооктанового бензина на отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях. Дело в том, что потребление такого бензина в стране растет в основном за счет прироста парка легковых автомобилей. По прогнозам экспертов, к 2006 году количество "легковушек" в стране увеличится до 25 - 26 миллионов штук (с 21 млн. в 2001 году), а к 2010-му - до 33 миллионов. Четвертую часть от общего числа составляют иномарки. Легковой транспорт работает в основном на высокооктановом бензине. И хотя новые модели стали потреблять топлива меньше, спрос на "высокие" марки горючего будет неуклонно расти - опять же за счет физического прироста транспортных единиц. А вот объем потребления низкооктанового топлива останется практически неизменным, поскольку автобусный и грузовой парк увеличивается медленно. Исключение составляют только маршрутки, но они, по возможности, переходят на газомоторное топливо.
Как отразится введение дифференцированного акциза на бензиновых ценах? Единого мнения по этому поводу у экспертов нет. Одни считают, что стоимость нефтепродуктов все равно будет расти, так как внутренние цены на нефть привязаны к мировым. Другие полагают, что высокооктановый бензин если и будет дорожать, то значительно медленнее, чем сейчас.
Однако жизнь показывает, что одними акцизами сбалансировать внутренний рынок нефтепродуктов не удастся. Для того чтобы российские заводы реально увеличили глубину переработки нефти с нынешних 72 процентов до среднеевропейских 85 - 91, государство должно стимулировать модернизацию действующих и строительство новых объектов переработки.