- Владимир Александрович, а вы-то сами верите в высокий уровень готовности ЖКХ страны к отопительному сезону?
-Недавно наши сотрудники проводили проверку готовности к отопительному сезону объектов ЖКХ Ульяновска. Выяснилось, что даже мэр не имел полного представления о состоянии коммуналки города.
Полная техническая инвентаризация основных фондов жилищно-коммунального хозяйства страны до настоящего времени так и не проведена. Подавляющее большинство муниципальных органов не знает, насколько изношены объекты теплоэнергетики и другие сооружения. Ремонт делают не по потребности, а исходя из возможностей местного бюджета.
Доходит до смешного. Если регион просит у федерального центра деньги на ремонт, то указывает запредельную степень ветхости теплосетей - 60 - 70 процентов. А при подаче документов для участия во всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России" занижает эти цифры до 2-10 процентов. Вот и верь после этого рапортам о готовности к отопительному сезону...
- Жилищно-коммунальное хозяйство страны изобилует приписками и финансовыми махинациями. Чем это грозит самим коммунальщикам и населению?
- Сегодня потери тепла в котельных перевалили за 30 процентов, а в коммунальных системах приближаются к 50. По предварительным расчетам, на полное восстановление первых требуется около 120 миллиардов рублей, а вторых - 180. Таких денег нет. Как нет и четких планов реконструкции инженерных сетей ЖКХ. Сейчас часто упрекают правительство за то, что не дает денег на реконструкцию. Позвольте, а сколько их надо и для какой цели?.. Корякскому автономному округу в этом году выделили 100 миллионов рублей целевого кредита на подготовку к зиме. Их них 80 коммунальщики израсходовали, но регион уже сейчас замерзает - деньги, выходит, растрачены впустую? А 20 миллионов, между прочим, остались невостребованными. Пусть даже 95 процентов регионов подготовились к зиме основательно. Но как пережить холода оставшимся 5 процентам? Там ведь живут сотни тысяч людей! Сколько можно выбрасывать деньги на ветер, а потом умолять о спасении?
Такое отношение муниципальных чиновников к модернизации, техническому перевооружению основных фондов и замене ветхих коммунальных сетей приводит к стремительному (ежегодно на 3 процента) обветшанию жилья. Сегодня 11 процентов всего жилищного фонда в стране нуждается в неотложном капитальном ремонте, а 9 процентов - в реконструкции. В ближайшие десять лет общий износ жилья может перевалить за 60 процентов - его уже нельзя будет отремонтировать. Уже сейчас 90 миллионов квадратных метров можно пускать под бульдозер... Взгляните на окраины большинства областных центров - целые улицы покосившихся халуп. О районных центрах, поселках и говорить не приходится - все "удобства" нередко во дворе.
- Почему же чиновники позволяют себе обманывать начальство, заниматься приписками?
- Потому что они никому не подвластны. Когда чиновник идет на выборы мэра города или главы региона, он смело врет избирателям, что снизит тарифы на услуги ЖКХ или не допустит их роста. Занимает заветное кресло, и тут выясняется, что в бюджете нет денег ни на ремонт, ни на содержание коммуналки. С избирателями ссориться опасно. Удобнее натравливать их на федеральный центр, который "не дает денег". Так складывалась ситуация, например, в Воронеже, Ульяновске и других городах, где люди выходили на митинги протеста против повышения стоимости услуг ЖКХ.
В ряде регионов граждане оплачивают жилищно-коммунальные услуги лишь на 40-60 процентов от утвержденных тарифов. Происходит это потому, что законодательные и исполнительные органы таких субъектов РФ, местные управленцы, занимаясь популизмом (особенно в период предвыборных кампаний), устанавливают свои тарифы, которые приводят коммунальные предприятия к банкротству. В результате такой политики, например, на Камчатке и Сахалине, в Корякии коммунальщики должны поставщикам электроэнергии, тепла и топлива в 3 раза больше, чем им самим должны рядовые граждане. Нынешний отопительный сезон в Ульяновской области срывается именно из-за долгов коммунальщиков поставщикам энергоресурсов. Хотя области была оказана серьезная финансовая помощь из федерального бюджета. От проржавевшего принципа "кто разморозил систему - тому деньги на ее восстановление" мы отказываемся. Таких чиновников мы предупреждаем: если у вас будут замерзать люди, то ждите не денег из Москвы, а прокурора - ответите перед законом.
- Но пока еще ни один не отправился в тюрьму...
- Это не самоцель. Больше 80 процентов всех аварий в коммуналке происходит по вине рядовых работников, изрядно "принявших на грудь", забывших про свои обязанности. Чтобы исправить ситуацию, надо повышать квалификацию работников и, конечно, зарплату. А вот руководителей-очковтирателей следует просто гнать в шею. В Амурской области заглянули в отчеты - все котельные, как солдаты, в боевой готовности. Стали проверять - лишь один из десяти котлов полностью готов к работе. В Читинской, Кировской и других областях нет даже половины запасов топлива. Что говорить... Надежда на новую систему назначения руководителей регионов, которую предлагает президент. При жесткой вертикали власти будет, видимо, настоящий спрос за качество работы, уровень руководства.
- По официальным данным, за десять месяцев этого года тарифы на услуги ЖКХ выросли в стране больше чем на 15 процентов. За что же мы платим, если обогреваем улицы?
- Мы имеем устаревшую инфраструктуру ЖКХ, изношенный жилой фонд, требующий серьезной модернизации... И они уж никак не улучшатся, если мы окончательно перестанем за них платить. Ежегодно отечественная коммуналка недополучает от граждан и организаций сотни миллионов рублей. Потому и ветшает на глазах...
- Много говорится о том, что нашу коммуналку спасут частные инвесторы. Но в последнее время самый крупный из них - РАО "Российские коммунальные системы" стал подавать сигналы бедствия, валить всю вину за свои неудачи на руководство регионов. Как вы считаете, проект РАО "РКС" скомпрометировал себя?
- Я думаю, что эта организация, с одной стороны, переоценила свои возможности, а с другой - недооценила сложность проблем в ЖКХ. Сегодня, пожалуй, в мире нет такой финансовой компании, которая бы в одиночку смогла поднять наше ЖКХ. Тем не менее пример показан, дорога частному капиталу проложена. Судите сами: российская "оборонка" ежегодно продает вооружение на 3 миллиарда долларов, а услуги ЖКХ оцениваются в 30 миллиардов. Разве может система с такими доходами не иметь будущего?