Заинтересованная атмосфера, царившая на парламентских слушаниях по вопросу законодательного
Заинтересованная атмосфера, царившая на парламентских слушаниях по вопросу законодательного обеспечения административно-территориального устройства России, свидетельствовала: вопрос давно назрел. Субъектов слишком много, интересы и взаимовлияния регионов и центра так "хитросплетены", что это нередко осложняет жизнь страны. Как совместить экономические, политические интересы их представителей с историческими и социальными реалиями, с общественными ожиданиями? Как достичь общности взглядов между дотационными регионами и теми, кто "содержит" страну? Между национальными и "интернациональными" субъектами? Взгляды на переустройство страны в обществе разные.
Задача, которую ставит перед собой инициатор слушаний, - думский Комитет по делам Федерации и региональной политике - привести в соответствие административно-территориальное устройство России, которое сформировалось в первой половине прошлого столетия, с реалиями XXI века. "Сделать это можно только через переговорный процесс между федеральным центром и субъектами Федерации, - считает член комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Андрей Климов. - И только на базе законов".
На слушаниях выступили депутаты Госдумы, ученые специалисты, представители региональных властей. Высказывались диаметрально противоположные точки зрения. Одни настаивали: не нужны кардинальные изменения в административно-территориальном устройстве ни при каких обстоятельствах. Другие требовали изменить всю систему территориальной организации нашей страны. Звучала даже такая идея: разделить страну... по параллелям и меридианам. Ее высказали Владимир Жириновский от ЛДПР и Борис Надеждин от СПС.
Конечно же, механический принцип не годится, считают многие депутаты. Член Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Пискун отметил, что при формировании сверхкрупных и самодостаточных территорий рано или поздно может возникнуть угроза целостности России. "Идя по такому направлению, - сказал депутат, - мы объединим несколько субъектов в один, который будет довлеть над Федерацией. И если, не дай Бог, эти объединенные субъекты не найдут между собой общий язык, то могут возникнуть пограничные княжеские войны. Это напомнит нам историю, когда Россия распалась на отдельные княжества".
По словам А.Климова, уже есть закон о порядке образования нового субъекта Федерации путем принятия новых членов в состав России либо путем объединения. Готовится к первому чтению закон о порядке изменения административных границ субъектами. Процесс этот, судя по всему, очень сложный. Нет такой задачи - сделать, условно говоря, двадцать субъектов Федерации через две недели, говорит он. Еще предполагается законодательно обеспечить позицию Конституции, которая называется "Обеспечение целостности российского государства".
Николай Пискун считает, что предлагаемый законопроект необходимо "всесторонне осмыслить и, если возникнет необходимость, внести поправки. А главное - применить его на практике на какой-то территории. Это выявит его слабые стороны, и только тогда он приобретет форму хорошего и действующего закона". По мнению Пискуна, "самое мудрое, что может сделать Дума, - это работать на будущее через свой Комитет по делам Федерации".
Словом, от обсуждения до реального применения механизмов переустройства страны, которые укрепили бы ее, - огромная дистанция.