Теперь наступил второй этап обустройства "Заполярного". В полную силу месторождение "заработает" только через 12 лет. А газовики уже сегодня думают о том, куда идти за "голубым огнем" дальше. Газпром должен решить стратегическую задачу: какие месторождения осваивать в первую очередь - "Приразломное" и "Штокмановское" на шельфе арктических морей или продвигаться на полуостров Ямал, где открыты 25 месторождений с суммарным объемом 13 триллионов кубометров газа? Сторонники и противники есть у каждого варианта.
- Наша компания больше склоняется к "сухопутной" точке зрения,- сказал на встрече с журналистами президент ОАО "Стройтрансгаз" Арнгольт Беккер.-Но как давние партнеры Газпрома мы готовы работать в любом направлении. У нас накоплен уникальный опыт строительства любых, не только нефтегазовых, объектов в условиях Крайнего Севера. А в ходе обустройства "Заполярного" созданы и освоены технологии, аналогов которым в мире нет. Когда-то на "Заполярном" собирались создать полигон для отработки новейших технологий. Не получилось. Однако практика оказалась хотя и труднее, но богаче любого полигона. Новые навыки, безусловно, пригодятся на строительстве газопроводов и других объектов в сложнейших условиях Ямала.
Что такое "сложнейшие" условия можно понять из краткой справки под названием "условия строительства". "Заполярное", как, впрочем, и остальные месторождения полуострова Ямал, расположено в зоне вечной мерзлоты. Температура воздуха с ноября по февраль колеблется от 30 до 55 градусов мороза. Период так называемого "потепления" сопровождается сильнейшими метелями. Глубина снега достигает двух метров. Но строительство можно вести только в зимний период, так как по весне тундра "расквашивается" и становится непригодной для работы.
- Чтобы проложить газопровод "Заполярное - Уренгой", мы завезли два миллиона кубометров грунта,- рассказал первый вице-президент ОАО "Стройтрансгаз" Евгений Лаврентьев.- Использовали разнообразные методы (не менее десяти) на всех этапах прокладки этой магистрали. Все привычные подходы здесь были негодны...
Тундра только на первый взгляд кажется ровной и просторной. На самом деле она "бугрится и проваливается". Но ее нельзя "срезать", чтобы подровнять трассу. Выход один - соорудить хорошую "постель" для трубы. Для этого и завозятся громадные объемы грунта, с учетом, что четверть трассы проходит по заболоченным и обводненным участкам.
Сегодня строители тянут вторую нитку газопровода, а в третьем квартале будущего года должны сдать третью. Отработанные на "заполярных" объектах технологии очень пригодятся в освоении более северных недр. Там климатические условия еще хуже. Тем не менее четырехсоткилометровый, уникальный по своим параметрам газопровод, который потянется с полуострова, намечено построить за один сезон. Таких темпов в мире еще не было.
Строители убеждены, что смогут "вписаться" в эти непростые условия, но нужна как минимум двухлетняя подготовка перед тем, как идти на Ямал. Ведь там, где предполагается осваивать недра, нет инфраструктуры, не развита транспортная сеть. Предстоит вложить много сил и средств, прежде чем начнется отдача. Однако игра стоит свеч: месторождения Ямала обеспечат стабильность газового потока как минимум на сто лет вперед. То есть затраты окупятся с лихвой.
- Нужно достроить железную дорогу,- убежден А. Беккер.- Ведь на край земли предстоит завезти полтора миллиона тонн эксплуатационного материала. И не все грузы можно доставить по воде.
На сегодняшний день уже проложено 200 километров путей. Чтобы довести дело до конца, требуются немалые средства. Однако срок окупаемости невелик - семь лет, даже если будет "работать" лишь одно "Бованенковское" месторождение.
Разработка, освоение богатств полуострова Ямал - перспективный проект ближайших лет. А сегодня строители возводят четыре компрессорные станции на Ямбурге, три - на Уренгойском месторождении, продолжают обустраивать "Заполярное". Российские "севера" останутся основной нашей ресурсной топливно-энергетической базой по крайней мере до середины XXI столетия.