Гриша, Алиса и Борис сидели здесь за партой

Физико-математический лицей Санкт-Петербурга №239 занял первое место в топ-500 российских школ в нынешнем году

«Труд» присоединяется к поздравлениям, летящим в альма-матер с разных концов страны и мира, и в глубоком почтении снимает шляпу перед педагогами. И, конечно же, перед выпускниками лицея, среди которых Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, блистательная Алиса Фрейндлих и знаменитый бард Борис Борисович Гребенщиков.

Старинное здание на Кирочной, памятник архитектуры XVIII века. В таких стенах неловко хватать двойки. Так и тянет задуматься о вечном. Например, о том, почему ставший знаменитым математиком затворник Перельман отказался от премиального миллиона долларов.

«Наш Гриша вовсе не социопат, — улыбается Янина Григорьевна Янина, без малого 30 лет преподающая здесь географию. — Просто это его позиция — не рассуждать о своей работе с теми, кто не в состоянии понять смысл открытия. А таких даже среди учредителей премии большинство!» И Янина зовет на помощь коллегу Ирину Макарову, преподающую в лицее математику. Ирина Николаевна готова рассуждать о достижении Перельмана, но про деньги... Нет, это неинтересно.

Да, стены и люди делают погоду в этом заведении. Вот крик души недавнего выпускника: «Как же я скучаю по своей школе! По той атмосфере, которая меня окружала. Второй месяц страдаю, поскольку приходится идти в университет. А я к тебе, лицей, хочу!»

«Но вообще-то у нас не бывает окончательных выпускников, — поясняет Янина. — Те, кто заканчивает 11-й, на следующий год считают себя в 12-м, 13-м классе — и так хоть до конца века». В День учителя она получила поздравительную эсэмэску с такой подписью: «Некто Касаткин, 34-й класс» — это значит, что он выпуска 24-летней давности. Пишет, что хочет зайти в школу — просто так, соскучился. Вот и завуч Любовь Сердакова представляется мне так: «Я из 37-го класса...» Когда учителя ставят новогодний спектакль для учеников, в старинном зале зрители сидят на подоконниках. А конец учебного года знаменуется торжественной раздачей мороженого — эту миссию берет на себя директор лицея Максим Пратусевич.

Лицейский центр математического образования давно имеет мировую известность. Иногда, по большим праздникам, его называют школой гениев — и в этом не так уж много преувеличения. Но помимо физико-математической специализации лицей славится всесторонним развитием учеников. Дополнительное бесплатное образование включает занятия в 60 кружках, туристском клубе, английском театре — их посещают 2000 учащихся из других школ, кто с помощью интернета зарегистрировался в эти кружки по интересам.

В самом же лицее учится 800 человек. Скоро сюда будут приезжать талантливые ученики из разных уголков страны: здание для круглосуточного пребывания 25 иногородних лицеистов готово. Треть преподавателей — выпускники лицея. А детей, которых сюда привели родители — выпускники 239-й школы, никто и не считал.

«Я 25 лет преподаю, и мне наши дети по-прежнему интересны, потому что они читающие, мыслящие, удивительно эрудированные. Да, сейчас другая формация, у них, возможно, меньше памяти, их внимание по-другому фокусируется, но эти дети также очень мотивированы в учебе», — подчеркивает Любовь Сердакова.

По пути встречаем десятиклассника Валеру Чернова. Минувшим летом он не поехал со своим классом на Камчатку — был занят экспериментами. Валерий создает робота-поводыря для слабовидящих и незрячих. Показывает своего подопечного, которым можно управлять с помощью приложения в телефоне. Это устройство лицеист представит на конференции «Шаг в будущее» в Мурманске. Чернов посещает кружок робототехники. Впрочем, по-настоящему увлеченных, приходящих на занятия к 9 утра, а покидающих лицей вечером, здесь много. Вот и Валера в свои 15 твердо знает, что будет инженером. А еще говорят, что молодежь нынче не может себя найти...

Быть умным в лучшей школе России почетно. Лицей помнит немало успешных выпускников, попавших сюда типичными неудачниками из других школ (в физико-математический лицей принимают только после 5-го класса). Тех, кто преодолел вступительные экзамены и сдает выпускные за каждый год обучения. Про ЕГЭ тут не говорят, эту задачу лицеисты решают в течение урока и больше к ней не возвращаются.

Выпускников лицея нарасхват принимают престижные вузы, они работают в самых крупных компаниях в России и за границей, занимают высокие посты и зарабатывают большие деньги. «Но Стас Смирнов, лауреат второй по значимости математической премии, поработавший в западных университетах, теперь создал отделение на матмехе СПбГУ и набирает свою школу с тем, чтобы развивать науку дальше. Талантливый физик Игорь Шендерович успешно работал за границей и вернулся в Петербург, чтобы создать академический университет по физике и информатике, — уточняет Янина. — Они востребованы везде, но вернулись в Россию...»

Очень важное уточнение.