В минувшее воскресенье в России прошел Единый день голосования — событие, о котором так долго мечтала оппозиция, состоялось. Но стало ли ей от этого легче, остается под большим вопросом.
Накануне лидер «Единой России» Дмитрий Медведев оптимистично заявил, что партия выступила лучше, чем на выборах в Госдуму РФ. Правда, при этом Медведев заметил, что «упиваться своим могуществом» партии не надо. «Я предлагаю не выпендриваться, не зазнаваться, а вкалывать. Выполнять все, что мы пообещали», — добавил он.
Поводов для «выпендривания» у «ЕР» действительно не так много, как ей хотелось бы. Если внимательно проанализировать итоги выборов, то несложно заметить, что явка на избирательные участки заметно снизилась.
К примеру, на выборы главы Амурской области пришли 36,72% избирателей. Кандидат от «ЕР» Олег Кожемяко получил 77%. Вроде бы триумф, а на деле за губернатора-единоросса проголосовали 28,27% от общего количества избирателей, то есть меньше трети. А это, согласитесь, не повод для ликования.
Та же история в Рязанской области: действующий губернатор от партии власти Олег Ковалев взял 64,43% при явке избирателей в 43,67%, то есть, опять же, меньше трети реально проголосовавших.
И такая картина, если приглядеться, во многих регионах — уверенная победа единороссов при низкой явке электората. Сработал и еще один чисто политтехнологический фактор: на эти выборы хлынула масса партий, в названиях которых присутствовали такие сакральные для народа слова, как «Россия», «Родина», «патриоты», «коммунисты».
Еще в марте «Труд» писал о том, что поток новых партий с привычными для народного уха словами в названиях непременно размоет левый электорат, который сплачивался вокруг КПРФ. Так и случилось — у официальных думских коммунистов по всей стране отщипывали проценты всякие «Патриоты России», «Коммунисты России» и даже партия с феерической аббревиатурой «КПСС» («Коммунистическая партия социальной справедливости»).
Выводы? Во-первых, народ очень вяло шел на выборы, и понятно, почему: надежды на перемены с такими демократическими инструментами люди по-прежнему не связывают. Для большинства в России это мало связанные между собой материи: голосование и собственно жизнь. Ну как-то не было поводов в последние годы убедиться во взаимосвязи!
Во-вторых, настроения в России стремительно «левеют» — антикоммунистические страшилки насчет того, что колбаса вдруг исчезнет, а туалетную бумагу станут продавать в праздничных наборах, уже никого не пугают. Более того, образ недавнего советского прошлого, в котором ракеты летели куда надо, а детей учили в школах бесплатно не только закону Божьему, обретает в массовом сознании позитивные очертания.
Прошедшие выборы также четко показали, что никакие «эсеры», «яблочники» и жириновцы угрозы власти не представляют. Это все ребята безобидные, все понимающие. И тоже, как говорит Дмитрий Анатольевич, не выпендриваются. По-настоящему действующей власти стоит опасаться только одной партии. Поэтому, собственно, только против нее на прошедших выборах велся огонь из всех орудий, что особенно показала ситуация в Брянске. «Труд» уже писал о том, какой «концерт» разыгрался на губернаторских выборах в Городе партизанской славы, когда власть почувствовала реальную силу за кандидатом от КПРФ Вадимом Потомским и применила целый арсенал средств против него.
В результате скандальной избирательной кампании действующий губернатор Николай Денин все-таки победил с нужным процентом, но далась эта победа, судя по всему, очень нелегко. Интернет уже облетели снимки с веб-камер, установленных на избирательных участках Брянской области, на которых члены комиссии, видимо, измотанные напряженной работой, устроили после завершения выборов буйное застолье с плясками!
Что ж, по-человечески их понять можно.
Голоса
Михаил Омский, директор консалтинговой группы «Имидж-контакт»
— Сюрпризов на прошедших выборах для партии власти не произошло — избраны все пять губернаторов от «ЕР». Глядя на нынешние результаты, можно сказать, что власть спокойно может продолжать движение в сторону либерализации выборного процесса, поскольку у нее по-прежнему есть возможность влиять на ситуацию при проведении избирательной кампании.
Кстати, особо активной работы политтехнологов на этих выборах не было, они прошли крайне спокойно, если не брать события в Брянской области и Химках. Если говорить о каких-либо манипуляциях при подсчете голосов, то, по моим данным, их было гораздо меньше, чем в прошлом декабре на выборах в Госдуму, и серьезного влияния на результат они не оказали. Одним словом, полученные цифры отражают реальную ситуацию в стране. Так что можно констатировать запас прочности у партии власти.