«Газпром» опередил «Лукойл»

Рейтинг социальной ответственности российского бизнеса

Газета «Труд», Агентство политических и экономических коммуникаций и Российский антикризисный форум представляют второй выпуск ежемесячного «Рейтинга социальной ответственности российских компаний» — за сентябрь 2009 года. Рейтинг за октябрь читайте 15 ноября.

Лидерами сентябрьского рейтинга, как и в прошлом месяце, стали в основном сырьевые компании. Первую строчку по итогам экспертного опроса занимает «Газпром», поднявшийся со второго места и потеснивший августовского лидера — «ЛУКОЙЛ». Первое место гиганта объясняется не только финансовой и кадровой стабильностью в компании, но и результатами исследования ВЦИОМа, в котором треть россиян назвали «Газпром» наиболее привлекательным местом работы.

С 12-й позиции на вторую вырвался"Сургутнефтегаз», которого не коснулись ни сокращения, ни другие кадровые проблемы.

На третье место, которое в августе занимала компания «Вимм-Билль-Данн», опустился «ЛУКОЙЛ». Несмотря на то что руководство «ЛУКОЙЛа» сделало в сентябре ряд заявлений об отсутствии планов по оптимизации штата, не исключено, что небольшие сокращения в компании все-таки произойдут.

Банки идут наверх

Сбербанк в сентябре занял 25-е место, и это при том, что в августе он был лишь на 43-й позиции. Согласно опросу ВЦИОМ банк является одним из наиболее привлекательных мест для работы — это самая большая финансовая организация России.

Дополнительным свидетельством высокой социальной ответственности кредитно-финансового учреждения является недавнее подписание главой Сбербанка Германом Грефом ряда соглашений. Документами регламентируются реализация и развитие в Тверской, Белгородской, Пензенской областях, а также в Чувашской Республике проекта «Социальная карта», направленного на повышение доступности и качества услуг для социально незащищенных слоев населения.

У телекоммуникаций проблемы

Негативные тенденции характерны в сентябре сразу для нескольких компаний телекоммуникационного сектора. Сотовый оператор «МегаФон» буквально рухнул с 23-го места в августе на 56-57-е в сентябре. Его примеру последовала и «Почта России», за месяц опустившаяся на 34 позиции, с 31-го места на 64-65-е. Обе компании переместились в раздел «Слабая социальная ответственность».

С учетом того, что в этом разделе уже закрепился «Связьинвест» (53–54), с точки зрения социальной ответственности отрасль выглядит не слишком благоприятно — при том, что работа формирующих её облик компаний имеет федеральный масштаб. Относительно благоприятное исключение на этом фоне — АФК «Система» (27-я позиция в рейтинге), в структуре которой преобладают телекоммуникационные активы.

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В нем приняли участие 33 эксперта.

Затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок. В список включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2008 году. Поэтому в рейтинге могут отсутствовать компании с низким объемом реализации продукции, проводящие активную социальную политику.

Список экспертов