В назначенный час к проходным Белого дома (встреча "с населением" проходила здесь - в малюсенькой комнате за спиной у постовых) подъехали несколько хорошо одетых мужчин, явно не годящихся на роль провинциальных ходоков. Оказалось, что это видные российские ученые, которые по каким-то причинам не могут попасть на прием к Иванову в обычном порядке.
Первым в комнату вошел профессор, руководитель наноцентра МЭИ Андрей Алексенко. Речь пошла, как и следовало ожидать, о нанотехнологиях. Андрей Алексенко порассказал Сергею Иванову немало чудес - уже сегодня исследования наночастиц дошли до такого уровня, что в пору вспоминать волшебные сказки.
Например, среди предложений профессора Алексенко - так называемая биозащита. Чтобы избавиться от множества "социальных" болезней, достаточно покрыть слоем наночастиц стены и предметы в метро, больницах, тюрьмах - выделяемый атомарный кислород убивает бактерии. Еще одна разработка Андрея Алексенко называется "нанонос" - прибор на основе наночастиц способен "учуять" взрывчатые вещества.
Первый вице-премьер, судя по отдельным репликам, тоже изрядно поднаторел в нанотеме.
- Я бы посоветовал вам запатентовать слово "нанонос", - заметил по ходу беседы Сергей Иванов, - это будет хорошо с коммерческой точки зрения...
Но главным предметом разговора был все же не нанонос, а нанобетоны. "Нанобетоны значительно прочнее обычных бетонов, - убеждал вице-премьера ученый. - Это настоящая революция в строительстве и дорожном деле, в высотном строительстве. Бетон дорожает, его не хватает, и поэтому пока не ясно, как будет выглядеть нацпроект "Доступное жилье"... Сейчас мы находимся на уровне внедрения наших исследований в производство". А затем последовало конкретное коммерческое предложение.
- Мы создали государственную корпорацию по нанотехнологиям, однако в ее задачи не будет входить финансирование фундаментальной науки, - пояснил Сергей Иванов. - Наша задача - коммерционализировать уже имеющиеся разработки. Это достаточно сложно...
Результатом этого неформатного общения первого вице-премьера с руководителем наноцентра МЭИ стало поручение от Иванова министру образования и науки Андрею Фурсенко. "Он и вас проинформирует, и меня, такая у меня система", - пояснил Иванов.
- Хорошо бы, чтобы ваше поручение в министерстве образования не зависло, - со знанием дела вздохнул профессор Алексенко.
- Не зависнет, - пообещал первый вице-премьер.
Следующими в кабинет Сергея Иванова вошли председатель Комитета поддержки реформ президента России Сергей Вечкилев и генеральный директор одной из ИТ- компаний Виталий Мальченко. Речь зашла о развитии коммерческого рынка навигационно-мониторинговых услуг.
- Больше всего нас беспокоит не космическая часть, - вздохнул Сергей Иванов. - Нужно, чтобы хотя бы наша одна шестая часть суши была готова к приему сигнала...
Однако поручение на своем вице-премьерском бланке подписал - сразу двум министерствам да еще главе Роскосмоса.
Третьим в комнату приемов вошел респектабельного вида мужчина, по осанке которого чувствовалась военная выправка. Речь пошла о новых видах авиации. Впрочем, подробнее послушать не удалось - журналистам намекнули, что это уже не для их ушей, и попросили подождать за дверью.
Позже я поинтересовалась у помощников Иванова, по какому принципу допускается народ на такие встречи. Оказалось, посетителей тщательно отбирает целый департамент по работе с обращениями граждан в аппарате Сергея Борисовича. Например, в этот раз ему было дано задание организовать прием пятерых "вменяемых" ученых. Явно не "народный" формат.