ЦЕНОВАЯ ВИЛКА В БОК

По прогнозам специалистов, в этом году на экспорте нефти Россия заработает 55 миллиардов долларов. Сумма немалая. Однако она могла быть миллиарда на три больше, если бы ситуация на мировом рынке для нашей нефти складывалась более благоприятно.

Дело в том, что на международных биржах представлена нефть десяти общепризнанных марок, среди них - Brent и Urals. Urals, которой соответствует и российская нефть, стоит дешевле Brent, потому что ниже качеством. В последние десять лет ценовая разница между марками составляла порядка 1,5 - 2 доллара за баррель. Однако в октябре она достигла уже восьми долларов.
Почему это произошло? За разъяснениями мы обратились к экспертам, занимающимся вопросами нефти и газа.
Как пояснила "Труду" аналитик ИК "Финам" Мария Радина, нынешний ценовой разрыв между Brent и Urals связан прежде всего с тем, что котировки Urals медленнее реагируют на изменение ситуации на мировых сырьевых рынках, чем Brent. Вот и получается, что стоимость эталонного сорта превысила 50 долларов за баррель, а "второразрядная" марка не дошла и до 44 долларов. Впрочем, к 2005 году этот разрыв скорее всего сократится.
Другая причина - в некотором снижении спроса на Urals. Такое мнение высказал президент Института энергетической политики Владимир Милов. Дело в том, что 90 процентов российских экспортных поставок приходится на европейский рынок. А здесь спрос ниже, чем в Северной Америке или Азии. К тому же Европа ужесточила экологические требования к "черному золоту". Наша нефть объективно по качеству хуже, чем та, что поставляется из Объединенных Арабских Эмиратов и Ирака. Все дело в "трубе" - ведь "Транснефть" перекачивает продукцию примерно 250 компаний. В общей транспортной сети легкая и достаточно чистая западносибирская нефть смешивается с тяжелой татарской и башкирской.
Создание в стране банка качества нефти, о котором давно уже идет речь, проблему вряд ли решит. Благодаря этому банку компании, работающие на "хороших" месторождениях, смогут получать компенсацию за качественную смесь, поставленную в транспортную сеть. Те же, кто добывает "тяжелую", высокосернистую нефть, будут платить штрафы и в конце концов окажутся перед необходимостью сворачивать бизнес. Российской экономике это невыгодно. Выход эксперты видят в другом - в расширении рынков сбыта. По данным Министерства промышленности и энергетики РФ, в ближайшие 20 - 25 лет Западная и Центральная Европа останутся главными потребителями российской нефти. Однако нашим компаниям пора активнее выходить на нетрадиционные для них торговые площадки - в Северную Америку, Китай, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим особую актуальность приобретает строительство нефтепровода в Восточной Сибири - от Ангарска до побережья Охотского моря с ответвлением на китайский Дацин.
Вместе с тем Международное энергетическое агентство IEA в своем ежемесячном докладе о конъюнктуре мирового нефтяного рынка отмечает: спрос на "черное золото" в нынешнем году был самым высоким за последние 24 года. В 2005-м экономический рост в мире может замедлиться, и тогда потребителям понадобится нефти на 70 тысяч баррелей в сутки меньше. К такому повороту событий надо готовиться заранее.
P.S. Цена ноябрьских фьючерсов на нефть марки Light на Нью-Йоркской бирже к концу этой недели приблизилась к 55 долларам за баррель.
Россия производит нефтяную смесь Siberian Light (сибирская легкая), но за океан ее не отправляет.