Дело в том, что на международных биржах представлена нефть десяти общепризнанных марок, среди них - Brent и Urals. Urals, которой соответствует и российская нефть, стоит дешевле Brent, потому что ниже качеством. В последние десять лет ценовая разница между марками составляла порядка 1,5 - 2 доллара за баррель. Однако в октябре она достигла уже восьми долларов.
Почему это произошло? За разъяснениями мы обратились к экспертам, занимающимся вопросами нефти и газа.
Как пояснила "Труду" аналитик ИК "Финам" Мария Радина, нынешний ценовой разрыв между Brent и Urals связан прежде всего с тем, что котировки Urals медленнее реагируют на изменение ситуации на мировых сырьевых рынках, чем Brent. Вот и получается, что стоимость эталонного сорта превысила 50 долларов за баррель, а "второразрядная" марка не дошла и до 44 долларов. Впрочем, к 2005 году этот разрыв скорее всего сократится.
Другая причина - в некотором снижении спроса на Urals. Такое мнение высказал президент Института энергетической политики Владимир Милов. Дело в том, что 90 процентов российских экспортных поставок приходится на европейский рынок. А здесь спрос ниже, чем в Северной Америке или Азии. К тому же Европа ужесточила экологические требования к "черному золоту". Наша нефть объективно по качеству хуже, чем та, что поставляется из Объединенных Арабских Эмиратов и Ирака. Все дело в "трубе" - ведь "Транснефть" перекачивает продукцию примерно 250 компаний. В общей транспортной сети легкая и достаточно чистая западносибирская нефть смешивается с тяжелой татарской и башкирской.
Создание в стране банка качества нефти, о котором давно уже идет речь, проблему вряд ли решит. Благодаря этому банку компании, работающие на "хороших" месторождениях, смогут получать компенсацию за качественную смесь, поставленную в транспортную сеть. Те же, кто добывает "тяжелую", высокосернистую нефть, будут платить штрафы и в конце концов окажутся перед необходимостью сворачивать бизнес. Российской экономике это невыгодно. Выход эксперты видят в другом - в расширении рынков сбыта. По данным Министерства промышленности и энергетики РФ, в ближайшие 20 - 25 лет Западная и Центральная Европа останутся главными потребителями российской нефти. Однако нашим компаниям пора активнее выходить на нетрадиционные для них торговые площадки - в Северную Америку, Китай, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим особую актуальность приобретает строительство нефтепровода в Восточной Сибири - от Ангарска до побережья Охотского моря с ответвлением на китайский Дацин.
Вместе с тем Международное энергетическое агентство IEA в своем ежемесячном докладе о конъюнктуре мирового нефтяного рынка отмечает: спрос на "черное золото" в нынешнем году был самым высоким за последние 24 года. В 2005-м экономический рост в мире может замедлиться, и тогда потребителям понадобится нефти на 70 тысяч баррелей в сутки меньше. К такому повороту событий надо готовиться заранее.
P.S. Цена ноябрьских фьючерсов на нефть марки Light на Нью-Йоркской бирже к концу этой недели приблизилась к 55 долларам за баррель.
Россия производит нефтяную смесь Siberian Light (сибирская легкая), но за океан ее не отправляет.