ЯДРЕНА МАТРЕНА

В Москве в Леонтьевском переулке стоит небольшой дом с каменными колоннами и дубовыми дверями. В начале прошлого века здесь находилась мастерская-магазин "Детское воспитание", принадлежавшая Анатолию Мамонтову, брату знаменитого Саввы. По преданию, именно сюда из Японии завезли игрушку Фукурума - несколько вложенных одна в другую фигурок лысого старика. Токарь Василий Звездочкин выточил из дерева похожие фигурки, а художник Сергей Малютин расписал. Русский вариант состоял из восьми фигур. На первой была изображена девушка в сарафане с черным петухом в руках. Игрушку нарекли расхожим именем Матрена.

Именно об этом повествует экспозиция выставочных залов музея Матрешки, расположившегося в помещении бывшей игрушечной мастерской. Русская красавица представлена здесь во всех видах: от первых образцов до сегодняшнего дня, от традиционных матрешек до самых диковинных. Музей занимает лишь один небольшой зал. Но матрешечного народу в нем видимо-невидимо: 300 экспонатов. "Рост самой маленькой матрешки в нашей коллекции - не больше сантиметра, самая же большая в пятьдесят раз выше", - рассказывает искусствовед Наталья Макаревич.
В музее собраны игрушки из самых знаменитых матрешечных центров: Сергиев Посад, Семеновский район Нижегородской губернии, Тверь, Вятка, Хотьково, Крутец. У каждой своя особенность. У сергиевопосадских мастеров она низенькая и плотная, у семеновских - более стройная, вытянутая, с тщательно прорисованным макияжем. Одежда вятской матрешки инкрустирована соломкой, характерная примета тверских матрешек - яркие кокошники на головах.
Первые Матрены, как и современные заокеанские куклы Барби, отличались дороговизной. Но спрос на них не уменьшался. Заказы на русских кукол поступали даже из Парижа. Продавались матрешки и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. Отвечая на возросшие потребности населения, матрешечных дел мастера соревнуются между собой в затейливости форм и рисунка. Появляется матрешка - пастушок со свирелью или бородатый старик с посохом. Иллюстрировались матрешечниками и русские сказки: "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич" и "Жар-птица". Но главное - внутри каждой куклы ее владельца ожидал сюрприз - в "теле" матрешки "Невеста и жених" помещалась многочисленная родня. Были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции. Так, к 100-летию со дня рождения Николая Гоголя изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений - Хлестакова, городничего, судью, почтмейстера. В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон" с членами штабов внутри. В экспозиции музея можно найти и матрешек, изображающих вождей пролетариата Ленина и Сталина - это далековато от изначальной Матрены.
Со временем матрешки стали усложняться количеством вкладываемых фигурок. В начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 году на свет появилась 48-местная. Но оказалось, что и это не предел. Настоящая гордость музея - 50-местная матрешка. А в фондах Исторического музея хранится 100-местная.
В начале XX века матрешку делали кустари, в советское время ее поставили на промышленный поток. Сейчас вновь наступило время авторской матрешки. Изделия современных мастеров, представленные в экспозиции, - настоящие произведения искусства. Деревянные болванки будущих матрешек вытачиваются до микрона. Стоимость такой игрушки может достигать 2,5 тысячи долларов. По словам Натальи Макаревич, многие иностранные мастера пытались повторить матрешку, да так и остались с носом.