Стремление «зацепиться за Москву» повелось с советских времен
Накануне недавнего столичного Дня города ВЦИОМ спросил россиян: где бы вы хотели, чтобы жили ваши дети? Результаты предсказуемые: каждый седьмой заявил, что в Москве, Питеру отдали предпочтение 10%, другим крупным городам России — 21%. Если бы не высокие цены на столичное жилье, желающих «зацепиться за Москву» было бы больше. И так повелось с советских времен.
Москва и раздражает, и притягивает. По опросам, россияне уверены: это город больших возможностей, «здесь жизнь легче, а карьеру сделать проще и можно пробиться во власть». С лихвой и ненавистников, утверждающих, что Москва выжимает из страны все соки и ресурсы и жирует за счет регионов. «Это отдельная страна, государство в государстве» — под этим утверждением неизменно на протяжении 20 лет подписываются 80% россиян.
Москвичи провинциалам тоже не слишком-то нравятся. Большинство (66%) полагают, что жители Москвы отличаются от других соотечественников не в лучшую сторону: высокомерны и грубы.
— Такое устойчивое ощущение объясняется сильнейшей централизацией нашего государства, — уверен психолог Алексей Рощин. — В центре больше денег и возможностей. Отсюда и неприязненное отношение к москвичам, и стремление молодежи из глубинки уехать в Москву и закрепиться здесь. Тенденция тревожная: люди не видят перспектив в родных местах, село и малые города оттого и вымирают.
Ну да, квартплата в Москве ниже, чем во многих регионах России, к тому же московские пенсионеры получают доплаты. Городскую инфраструктуру вообще сравнивать не приходится. Столичные власти норовят по три раза за год перекладывать плитку и заново асфальтировать дороги, а в других городах нет денег даже на ямочный ремонт. Московская реновация, снос хрущевок — это, по меркам регионов, вообще пир во время чумы. Там десятилетиями не решается проблема ветхого и аварийного жилья, поколение за поколением ютятся в бараках, а тут сносят вполне приличные дома. Ну и кто мы, москвичи, после этого?!
Но у москвичей свои резоны. Это со стороны столичная жизнь — вечный праздник. А на самом деле Москва — дорогой и несправедливый город. К чему ни прикоснись, цена зашкаливает. Бутерброд за 250 рублей и чашка кофе за 200 в уличном кафе давно никого не удивляют — в провинции за такие деньги можно пообедать. А парковка по 460 рублей за час, билет в театр за 3500? Не говоря уже про стоимость жилья и про пресловутую московскую суету, в которой проходит жизнь, и про социальное расслоение, которое в мегаполисе ощущается куда резче и больнее, чем в патриархальной глубинке.
— Надо различать Москву как центр власти, куда стекаются денежные потоки, и город, имеющий массу проблем, — напоминает экономист Андрей Гутов. — Это северный мегаполис, скученный, многоэтажный, с вечными пробками, плохой экологией, задранными ценами на все. И к тем деньгам, которые уходят в федеральный бюджет, москвичи не имеют отношения.
Зарплаты в столице и правда выше, чем в регионах. По официальным данным, в текущем году средняя достигла 111 тысяч. Но большинство москвичей таких денег не видят. Крупным корпорациям выгодно регистрироваться в Москве, им важно быть рядом с высокими кабинетами. Отсюда и лукавая арифметика: космические зарплаты топ-менеджмента, плюс нехилые заработки целой армии чиновников всех мастей, плюс весьма скромные суммы рядовых офисного планктона и прочих тружеников столицы. Делишь — и получаешь среднюю температуру по больнице, при которой пациент скорее жив.
А насчет высокомерия и заносчивости москвичей: По оценкам транспортных служб, в Москве ежедневно крутятся 15-18 млн человек. А число прописанных вдвое меньше. То есть большинство на московских улицах — это приезжие, которые снимают квартиры. Вот и попробуйте определить, кто из них хам-москвич, а кто пушистый гость столицы. Кстати, по данным демографов, большая часть коренных москвичей — это пенсионеры, которые сидят в своих районах или перебираются на дачи.
По данным Росстата, 52% переезжающих россиян в последние пять лет выбрали именно Москву и Подмосковье. А еще недавно популярные Санкт-Петербург, Калининград и Краснодарский край сейчас отходят на второй план — их выбирают пенсионеры, часто как раз московские.