«Зенит» создает в РПЛ «монополярный мир» - и, похоже, никто не в силах ему помешать
В Российской премьер-лиге уже после пройденной трети на турнирной дистанции отрыв «Зенита» от преследователей грозит достичь той отметки, где борьба за золото окончательно превратится в фикцию. Питерцам в субботу предстоит матч на выезде с московским «Динамо», а после двухнедельного перерыва дома они примут набравший ход «Ростов». И если не допустят осечек в этих двух поединках, российским болельщикам останется следить лишь за прочими, не столь важными деталями.
А ведь перед началом первенства, когда Россию в межсезонье покинули многие легионеры, эксперты заговорили о выравнивании класса команд и неминуемом обострении борьбы за чемпионство. В реальности же пока вместо повышения зрелищности и посещаемости мы наблюдаем тренерский «листопад», обилие судейских ошибок и скандалов и небывалое отставание аутсайдеров, превратившихся в мальчиков для битья. Не очень помогают и экстренные перестановки на тренерских мостиках. Всего за девять туров наставники сменились у «Химок» (причем дважды!), «Факела», «Локомотива», «Урала», «Торпедо», «Ахмата». Свою должность пока сохраняет Марцел Личка в «Оренбурге», хотя после оглушительного поражения 0:8 от «Зенита» и его судьба висит на волоске.
— Ситуация с тренерскими отставками просто безобразная, — сказал корреспонденту «Труда» заслуженный тренер России Борис ИГНАТЬЕВ. — Ведь прежде чем предложить специалисту работу в команде, в штабе клуба должны взвесить возможности и наставника, и команды, оценить их совместимость. Для всего этого требуются знания, опыт, интуиция. А когда в клубе числится спортивный директор 23 лет, что можно от него ждать? Его самого еще нужно учить, как ложкой пользоваться за столом. Возьмите те же «Химки». Там вместе с Писаревым и Юраном должен был бы уйти и человек, который приглашал их в команду. Ведь это его ошибка! Но он безгрешен, а тренеры — без вины виноватые...
Кстати, такие невнятные назначения и отставки, о которых говорит Борис Игнатьев, происходят на фоне значительного повышения затрат клубов РПЛ на приобретение новых, в том числе иностранных, игроков. По данным портала Transfermarket, объем покупок в межсезонье превысил 86 млн евро — в пять раз больше, чем в посткризисном сезоне 2015/2016, и на 18 млн больше, чем три года назад. И лидером среди покупателей оказался вовсе не «Зенит», а московский «Локомотив», потративший на трансферы 13,2 млн евро. Питерцы же этим летом истратили на приобретения футболистов 8 млн евро (самый скромный показатель за последние 10 лет). Но при этом «Зенит» продлил контракты со своими звездами — Малкомом и Клаудиньо. И они вместе с Венделом, Барриосом, Родригао, Мантуаном и Ловреном формируют костяк клуба, устремившегося сейчас на всех парусах к пятому подряд чемпионству. А вот новички опустившихся на 11-е мес-то «железнодорожников» — Педриньо стоимостью 3,5 млн евро, Лукас Фассон и Марио Митай (по 3 млн), Марко Раконьяц (2,5 млн) и Иван Кузьмичев (1,2 млн) пока никак себя не проявили.
По части эффективности затрат с «Зенитом» может поспорить, пожалуй, только ЦСКА. Армейцы приобрели новичков на 12 млн евро, из которых половина ушла на одного Карраскаля, в компании с Мединой, Мозесом, Мендесом и Рошей определяющим ныне настрой команды и делающим результат. В отличие от армейских, новички «Динамо» и «Спартака» не столь заметны на поле. А ведь на них в межсезонье бело-голубые потратили 11,4 млн евро, а красно-белые — 9,6 млн.
А как же разговоры об опоре на собственные силы? Пока это больше из области благих пожеланий. Взять тот же «Спартак», где именно легионеры определяют результат. Этот вывод наглядно подтвердил матч в Ростове, в котором красно-белые уступили хозяевам со счетом 2:4. Спартаковцам явно не хватало отсутствовавших иностранцев, что в итоге сказалось и на качестве игры, и на результате.
Как будут развиваться события в чемпионате России, мы узнаем совсем скоро. А еще после долгого перерыва наконец-то увидим нашу национальную команду, которая планирует провести серию товарищеских матчей в сентябре и ноябре. Не знаю, как вы, а я по сборной Карпина соскучился.
Бывали времена, когда федерация футбола СССР получала кругленькие суммы за приезд советской сборной на товарищеский матч с местной национальной командой. И отдельно обговаривались бонусы за участие в таких играх наших звезд — Яшина, Стрельцова, Численко, а позже Блохина, Дасаева и других известных мастеров. Сейчас же в поисках спарринг-партнеров для российской сборной мы готовы платить 200 тысяч евро боснийцам только за то, чтобы они приехали сыграть с нами в Санкт-Петербурге. Причем перелет и проживание — тоже за наш счет. А они, неблагодарные, еще артачатся...
Едва по нашим СМИ прошла новость о том, что наша сборная сыграет нынешней осенью не только с узбеками и иранцами, но и со сборной Боснии и Герцеговины 17 ноября на брегах Невы, как началась свистопляска. В стане наших соперников раздались протестующие голоса: из-за согласия играть в Санкт-Петербурге страдает репутация страны, а также самих футболистов сборной Боснии и Герцеговины. Игроки не в восторге — даже с учетом возможного заработка за 90 минут пребывания на поле. Один из лидеров команды, Пьянич, заявил, что не поедет в Россию. Того же мнения и капитан сборной Эдин Джеко. Фанатское объединение Боснии и Герцеговины призвало бойкотировать матч в Питере.
На этом фоне комментарий Звездана Мисимовича, советника президента Футбольного союза Боснии и Герцеговины, в недавнем прошлом игрока московского «Динамо», кажется супердипломатичным: «Предложение пришло от российской стороны, а наша федерация сходила в ФИФА и УЕФА — узнать, есть ли возражения. Мы отвечаем за нашу силу на футбольном поле, в то время как другие решают политические вопросы и другие проблемы».
В общем, пока судьба матча повисла до окончательного решения в октябре. А оно нам надо — за свои же деньги упрашивать спарринг-партнеров сыграть с российской сборной?
— Есть согласие УЕФА на проведение матча, остается в силе договоренность федераций двух стран. Сейчас мяч на стороне боснийцев, они решат, играть или не играть, — комментирует бывший вице-президент ФИФА Вячеслав КОЛОСКОВ. — Для нас, считаю, этот матч важен во всех смыслах. Это, если хотите, попытка прорыва той блокады, которая сейчас существует вокруг российского спорта вообще и футбола в частности. Если боснийцы все же откажутся, будем искать другого спарринга — ведь дата для товарищеских матчей открыта. В Европе мы уже едва ли кого-то найдем, но можно обратить взор к Южной Америке или Африке...