Коридор базового тарифа был увеличен сразу на 26%. При этом даже при прежних расценках рынок автогражданки был близок к коллапсу
В России на этой неделе в очередной раз выросла стоимость полисов ОСАГО. Решением регулятора коридор базового тарифа был увеличен сразу на 26%. При этом даже при прежних расценках рынок автогражданки был близок к коллапсу. На что же надеются страховщики при новых ценах?
По данным страховщиков, миллион российских автомобилистов окончательно разочаровались в автогражданке и перестали покупать полисы. Доля транспортных средств на дорогах страны без ОСАГО растет от квартала к кварталу и в некоторых регионах уже составляет 50-60%. Хуже всего дела с обязательным автострахованием обстоят в Северной Осетии, Ингушетии, Чечне и на Камчатке.
«Средняя температура по больнице» тоже не радует. Страховщики подсчитали, что каждый четвертый из колесящих по нашим дорогам автомобилей не имеет автогражданки. Последний островок страхового благополучия — Центральный федеральный округ, где подавляющее большинство водителей исправно оформляют ОСАГО.
Как были получены эти цифры? Очень просто: эксперты сопоставили число зарегистрированных автомобилей с количеством выписанных полисов. Разумеется, к результатам такого сравнения нужно относиться критически, ведь далеко не все стоящие на учете в ГИБДД транспортные средства эксплуатируются. А сколько таких машин стоят на приколе, никому не известно. Ни одно министерство или ведомство такой статистики не ведет.
Однако есть ощущение, что страховщики даже приукрасили картину. По данным агентства «Автостат», на 1 июля 2022 года в России было зарегистрировано 53,8 млн автомобилей, из них 45,4 млн легковых. При этом по информации Российского союза автостраховщиков (РСА), по состоянию на 1 июня в стране насчитывалось 36,66 млн действующих полисов ОСАГО. Получается, обязательной страховки не имеют более 17 млн стоящих на учете автомобилей, что составляет почти треть всего автопарка.
В любом случае очевидно, что автовладельцы разочаровываются в автогражданке. Оно и понятно. Стоимость полисов постоянно растет, согласования ремонтов усложняются, а механизм расчета страховых выплат отдает издевательством. Вот и голосуют граждане ногами, отказываясь от полисов. Этому способствует и скромный штраф за езду без полиса — всего 800 руб-лей. И эту сумму десять лет не пересматривали, тогда как страховки и сами автомобили за то же самое время подорожали более чем вдвое.
Так, может, если автогражданка так плоха, от нее и вовсе отказаться? Нет, это не выход. С отменой ОСАГО страна быстро вернется в реалии 90-х, когда подставщики на дорогах буквально разоряли автовладельцев.
А что делать сейчас, если в вашу машину врезался водитель без полиса? По словам автоюриста Сергея РАДЬКО, закон в этом случае полностью на стороне пострадавшего.
— На плечи водителя, ставшего виновником ДТП и не имеющего страхового полиса, ложится все бремя финансовой ответственности. Из фондов РСА может быть осуществлена только компенсация ущерба жизни и здоровью пострадавших. Возместить ущерб автомобилю потерпевшего виновника ДТП обяжет любой суд. Правда, экономят на ОСАГО, как правило, не самые богатые люди, так что зачастую и взыскивать с них нечего. Тут разумным решением представляется оформление дополнительного полиса, учитывающего риск ДТП с незастрахованным авто.