Правила обвеса и обсчета

Российские продавцы стали честнее, чем раньше. Впрочем, это не повод для покупателя расслабляться и терять бдительность

Российские продавцы стали честнее, чем раньше. По крайней мере Роспотребнадзор в первом полугодии этого года возбудил в полтора раза меньше дел по статье «Обман потребителей», чем за тот же период прошлого года. Впрочем, это не повод для покупателя расслабляться и терять бдительность.

Самой популярной «маленькой хитростью», вымывающей из нашего кармана большие деньги, остается продажа товара не по той цене, что указана на ценнике. Мы ведь редко кропотливо сверяем цифры в чеке — чаще безропотно выкладываем сумму, озвученную продавцом. А если «хитрость» откроется, у человека за кассой всегда наготове ответ: цены изменились только что, в зале не успели поменять ценники. Хотя несоответствие цен в торговом зале и на кассе — это административное правонарушение.

Еще одна уловка продавцов — попытка забить в чек лишнее. Так «размножаются» творожные сырки, йогурты, баночки детского питания. Даже если человек проверит чек, кассир объяснит, что обсчитался или что касса самопроизвольно сработала два раза на один и тот же товар.

А как вам такие манипуляции с сознанием? Мы привыкли, что цены в торговом зале за все и вся указываются за 1 кг. Но ведь никто не запрещает маркетологам указать их за 100, 300 или 500 граммов — и тогда сумма в чеке будет для человека неприятным сюрпризом. Так что надо внимательнее смотреть на ценники.

Продолжается и старая как мир игра с весами. Сейчас не подкладывают гирьки, прогресс все-таки. Мясо и рыбу можно накачать водой. Под красивый кусок форели на дно лотка наложить обрезков. В пакете с печеньем не досчитаетесь 20 граммов, но часто ли вы взвешиваете товар на контрольных весах? Мелочь? А в масштабах магазина очень неплохие деньги из воздуха.

Опытный покупатель знает: не стоит брать пакет молока или кефира из первого ряда. Туда ставят товар, срок годности которого истекает сегодня-завтра. Но и на таких внимательных потребителей магазины нашли управу: перемаркировка. Если внимательно присмотреться, то на какой-нибудь замороженной курице можно обнаружить слоеный пирог из этикеток...

Противостояние покупателей и продавцов существует столько же, сколько существует торговля. Чтобы не оказаться в этом противостоянии в проигрыше, достаточно для начала соблюдать хотя бы три правила: не теряйте в магазине голову, избегайте спонтанных, незапланированных покупок и старайтесь не появляться в супермаркетах очень голодным.