Под разговоры о тотальном оздоровлении отечественного спорта зараза добралась и до совсем юных спортсменов?
Призер первенства России в беге на 400 метров с барьерами Иван Худяков дисквалифицирован на четыре года за применение злосчастного мельдония. Новость вполне рядовая, если бы на момент употребления запрещенного препарата Иван не был несовершеннолетним: ему не исполнилось и 18. А буквально на следующий день все тот же мельдоний обнаружили в пробах трех гандболисток сборной России, выступавших на молодежном (до 19 лет) первенстве мира. Под разговоры о тотальном оздоровлении отечественного спорта зараза добралась и до совсем юных спортсменов? За комментариями «Труд» обратился к известному специалисту по антидопинговой политике Николаю ДУРМАНОВУ и бывшему главному тренеру сборной России по легкой атлетике Валентину МАСЛАКОВУ.
Казалось бы, за два последних скандальных года о запрещенном мельдонии наслышаны даже дошкольники. Но — жив курилка! В случае с Иваном Худяковым спортсмен ссылается на болезнь: врач в поликлинике вроде бы прописал ему тризипин, содержащий мельдоний... Неуклюжее объяснение, но у гандболисток и такого нет. Команда готовилась на сборах под присмотром людей, сидящих на ставке Минспорта...
«Юные спортсмены применяют стимуляторы в России не больше, чем в других ведущих спортивных державах, — утверждает в разговоре с корреспондентом «Труда» Николай Дурманов. — К примеру, в учебных заведениях США и Европы это явление приняло массовый характер, о чем бьют тревогу на Западе. Причем в большей мере это касается не профессионального, а любительского и даже детского спорта. Вообще-то главной мишенью антидопинговой политики должны быть не Олимпийские игры и чемпионаты мира, а допинг-трафик, нацеленный на широкие молодежные массы. Стимуляторы распространены не только среди бодибилдеров, пауэрлифтеров и других посетителей фитнес-центров, но и в скейтборде, сноуборде и других массовых развлечениях. Там терпимо относятся к так называемым рекреационным наркотикам, а допинг-контроля в этой среде практически не существует».
ВАДА раскручивает случаи применения запрещенных стимуляторов знаменитыми чемпионами, ведь такие скандалы громче. А в это время допинг захлестывает любительский и детский спорт. Речь идет об анаболиках, пептидных гормонах роста, стимуляторах ферментов, в том числе и нервной деятельности, производных амфетаминов — экстази и прочих галлюциногенов... А если посмотреть на так называемые терапевтические исключения, сделанные для известных американских спортсменов, то найдем там тяжелые препараты. И они официально разрешены «в порядке исключения»...
«На этом фоне мельдоний — абсолютно безвредный препарат, — считает Дурманов. — За десятки лет применения детьми, беременными женщинами и стариками никакого вреда здоровью от него не обнаружено. Во всей этой антимельдониевой кампании лишь политика — и никакого здравого смысла. Конечно, закон есть закон: правила должны соблюдаться неукоснительно. Хотя нельзя не заметить и того факта, что шумиха вокруг мельдония помогла повысить объемы его производства и продаж, сработала как самая эффективная рекламная акция».
«Спортсмены, особенно молодые, применяют препараты с ведома тренеров, — утверждает Валентин Маслаков. — Последние случаи обнаружения мельдония у юных спортсменов отдают несусветной глупостью. Серьезные специалисты признали, что мельдоний не приносит спортсменам ни существенной пользы в плане роста результатов, ни вреда. При этом многие американские препараты имеют аналогичное и более сильное действие, но официально разрешены. Так что для начала надо бы разобраться, какие препараты наносят вред здоровью, а какие нет. Но, не сделав этого, В-АДА лишь изображает бурную деятельность».