Эдвард Сноуден. Патриот человечества

На экраны России и США почти одновременно вышел фильм о самом разыскиваемом человеке планеты

Эта история несколько лет назад взорвала весь мир. В июне 2013-го агент ЦРУ и Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден передал газетам «Гардиан» и «Вашингтон Пост» секретную информацию о тотальной слежке американских спецслужб за людьми и государствами всего мира.

По данным Пентагона, Сноуден похитил 1,7 млн засекреченных файлов, большинство документов якобы касаются «жизненно важных операций американской армии, флота, морской пехоты и военно-морских сил». Часть американцев тут же объявили Сноудена шпионом и предателем национальных интересов США. Другие сочли его поступок подвигом, актом самопожертвования во имя демократии и свободы. Так кто же он на самом деле: преступник или герой?

Этим вопросом задается и знаменитый американский режиссер, классик мирового кино, трехкратный обладатель «Оскара» Оливер Стоун. Вчера, в день своего 70-летия, он выпустил на экраны России 134-минутный игровой фильм, который без затей так и назвал — «Сноуден». Характерно, что в США картина выйдет на день позже, то есть сегодня, 16 сентября.

Думается, эта разбежка в датах московской и американской премьеры в пользу России неслучайна, ведь Сноуден последние три года живет в нашей стране, она приютила (хоть и вынужденно) опального беглеца, застрявшего в силу обстоятельств на три недели в Шереметьево, дала ему кров и защиту. Правда, где он проживает — в Москве, Подмосковье или в глубокой провинции, — никто доподлинно не знает. Эта информация в целях безопасности Эдварда Сноудена не рассекречивается.

Во время работы над сценарием, написанным по мотивам книг «Файлы Сноудена» Люка Хардинга и «Время спрута» Анатолия Кучерены, Оливер Стоун несколько раз тайно приезжал в Россию, чтобы повстречаться со своим героем. Тайно — потому что, опасаясь происков американских спецслужб, которые могли помешать его работе, большую часть «Сноудена» Оливер Стоун снял не в США, а в Германии, а также в Гонконге и на Гавайях, где происходит действие этого хорошо задуманного, лихо скроенного, динамично снятого фильма.

Деньги на свой рискованный и весьма масштабный проект (поговаривают о сумме в 50 млн долларов и, судя по роскошной «картинке», эта цифра близка к реальной) Стоун тоже нашел в Германии и частично во Франции. Матушка-Европа, как выяснилось, относится к Сноудену намного лучше, чем Америка.

Что касается самого режиссера, то для него Эдвард Сноуден — никакой не предатель, а настоящий герой, подвижник, рыцарь без страха и упрека. Режиссер, тянущийся в своем творчестве к левым идеям, не раз критиковавший американскую систему ценностей, симпатизирующий революционным процессам в Латинской Америке, считающий себя другом России, не видит на мундире бывшего агента ЦРУ, изменившего присяге, ни одного темного пятнышка. Что ж, как гражданин Америки имеет право и на такой взгляд, который Стоун выстрадал всем своим бескомпромиссным, радикальным творчеством — вспомним хотя бы его смелую антивоенную трилогию («Взвод», «Рожденный 4 июля», «Небо и земля») против американской агрессии во Вьетнаме.

В соответствии с концепцией режиссера британский актер Джозеф Гордон-Левитт рисует своего героя с нескрываемой симпатией. Он тоже приезжал в Москву, общался со Сноуденом и в итоге перенял некоторые его повадки, жесты, мимику, хотя и отказался в процессе работы от буквальной портретной схожести. Не стал, к примеру, перекрашивать свои черные волосы на рыжеватые, как у Сноудена. В трактовке Гордон-Левитта этот тщедушный очкарик с переломанными в армии ногами, подверженный приступам эпилепсии, оказался подлинным богатырем духа.

Сноуден пришел в ЦРУ закоренелым консерватором, государственником, американским патриотом. Добившись к своим 29 годам высокого положения в спецслужбах и весьма приличной зарплаты в 200 тысяч долларов в год, обретя личное счастье с красавицей-невестой (Шейлин Вудли) в домике на Гавайях, куда его забросило очередное спецзадание, Сноуден со временем стал ясно осознавать, какую угрозу жизни людей на всей планете несут американские спецслужбы.

Оказалось, что с помощью новейших технологий они могут следить (и под прикрытием разговоров об угрозе терроризма неустанно следят!) не только за высокопоставленными политиками, но и за миллионами и даже миллиардами простых, ни в чем не подозреваемых людей, чьи телефонные разговоры, электронная переписка, разговоры по «Скайпу» отныне перестали быть личной тайной. И Сноуден, этот герой-одиночка, этот донкихот ХХI века, постепенно пришел к мысли восстать против всевидящего ока Большого Брата (так в нарицательном смысле после публикации романа Джорджа Оруэлла стали именоваться государства и структуры, стремящиеся установить тотальную слежку за народом).

«Он настоящий патриот, — говорит о своем персонаже актер. — Меня это очень увлекло. Он поступил так, потому что искренне любит Америку и принципы, на которых была основана страна. Есть два типа патриотизма: тот, когда ты слепо и без сомнений веришь в страну, и тот, который мне хотелось показать и который как раз и есть патриотизм Сноудена. Он возможен только в свободной стране, граждане которой имеют право и должны задаваться вопросами правомерности действий правительства».

Да, обнародовав секретные материалы ЦРУ и АНБ, Сноуден, возможно, предал сиюминутные интересы своего государства и правительства, но он поступил как патриот американского народа. И — как патриот всего человечества. Думаю, Большая История, в отличие от Большого Брата, когда-нибудь расставит в этой непростой коллизии точные, выверенные оценки, которые, не исключено, совпадут с оценками Оливера Стоуна. Фильм которого наверняка будет претендовать не на один «Оскар».