Соглашение о едином рынке Европы и Украины заработает не раньше чем через год с хвостиком
Россия не будет пересматривать пошлины в торговле с Украиной до 31 декабря 2015 года. А Киев и Брюссель на это же время отсрочат практическое применение соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Такова суть договоренностей, достигнутых на трехсторонней встрече представителей ЕС, Украины и России.
Фактически это означает отсрочку вступления Украины в ассоциацию с ЕС. То же самое предлагал Виктор Янукович в ноябре на саммите Восточноевропейского партнерства в Вильнюсе. После чего в Киеве начались массовые протесты и уличные бои, закончившиеся сменой власти и уже настоящими боями на востоке Украины.
На этот раз в Старом Свете решили сыграть дубль по новому сценарию, без последующих майданов. Само соглашение об ассоциации должно быть ратифицировано Верховной радой Украины и Европарламентом синхронно. Предусмотрено ритуальное торжество, с телетрансляцией из Киева и Брюсселя и громогласными заявлениями, что Украина теперь «навеки в Европе». Однако эта свадьба будет сыграна как бы понарошку: само соглашение о едином рынке Европы и Украины заработает не раньше чем через год с хвостиком. При этом с завтрашнего дня украинские товары формально могут без пошлин отправляться на европейский рынок, хотя фактически их там никто не ждет. Но европейский экспорт на Украину будет по-прежнему облагаться таможенными пошлинами в полном объеме.
Однако премьер Украины Арсений Яценюк вдруг заявил (проговорился?) на внеочередном съезде «Народного фронта», что применение соглашения об ассоциации Украины с ЕС начнется с 16 сентября: «Соглашение будет ратифицировано, подписано и вступит в силу, будет имплементировано, начиная со следующего дня». Вопрос: кому верить?
Российский премьер Дмитрий Медведев на всякий случай уже сделал заявление, что в случае выявления скрытой имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС мы отменим для соседей режим свободной торговли: «Россия будет максимально внимательно отслеживать, как ведется торговля, учитывая тот факт, что европейские партнеры предоставляют Киеву односторонние льготы. Если будет замечено скрытое применение этих правил, России придется перейти к торговле с Украиной в обычном, а не особом режиме».
То есть таможенникам прибавится работы. Напомним, что подписанная летом Киевом и Брюсселем экономическая часть соглашения об ассоциации Украины с ЕС предусматривала обнуление таможенных пошлин на большинство товаров, ввозимых из Европы.
Документ готовился еще при президенте Викторе Януковиче, и Россия предупреждала тогда украинских партнеров: такой режим может нанести серьезный ущерб отечественному производителю. Ведь одновременно Украина предполагала остаться в зоне свободной торговли с Россией — согласно поговорке о ласковом теленке, который двух маток сосет. Через ее территорию к нам мог хлынуть неконтролируемый поток беспошлинных европейских товаров. Ущерб российской экономике мог составить до 100 млрд рублей ежегодно.
Теперь по 140 позициям, наиболее чувствительным для России, пошлины останутся на нынешнем уровне — на год с лишним. Еврочиновники уверяют, что тем самым они делают некую уступку России. Ибо благодаря достигнутым договоренностям «у российской стороны не будет оснований для введения торговых ограничений» в отношении украинских товаров, заявил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт.
Его поддерживает и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Пока мы нашли такую форму: 15 месяцев продолжаем диалог, предлагаем наши аргументы, а наши коллеги отвечают своими аргументами», — говорит российский министр.
Спрашивается: какова наша цель в этом диалоге — отговорить Украину от вступления в ЕС? Однако это ее суверенное право. Помочь ей восстановить свою экономику? Но у Киева была такая возможность в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, куда ее многократно зазывали Москва, Астана, Минск. Результат плачевный: США и Евросоюз, которые не желали потерять нового сателлита и получить конкурента, ввели экономические санкции против России, и наша страна уже понесла ущерб на миллиарды долларов.
Сама Украина тоже внесла в этот процесс свою лепту, свернув поставки машиностроительной продукции оборонного и двойного назначения. Российскому ОПК пришлось разрабатывать экстренную программу импортозамещения, которая обойдется во многие сотни миллиардов рублей. Хотя эти деньги очень пригодились бы для других целей. Например, для обустройства почти миллиона нынешних беженцев с Украины.
Кто-нибудь сказал России за этих людей простое спасибо? Или Запад отменил антироссийские санкции? Напротив — уже обнародовал новые. И, предлагая сейчас отсрочку экономического вхождения Украины в Евросоюз, Вашингтон и Брюссель вдобавок пытаются переложить на Россию решение нынешних тяжелейших экономических проблем Киева. И прежде всего — спасение преддефолтной Украины от голода и холода уже грядущей зимой.
«Неужели экономический блок правительства не понимает, что Запад категорически отказывается финансово поддерживать Украину? — спрашивает известный экономист, доктор наук Никита Кричевский. — Разве не очевидно, что, почувствовав в позиции России слабину, ЕС и США вскоре потребуют поддержать Украину не только во внешнеэкономической деятельности, но и новыми долгосрочными кредитами (реструктуризацией ранее полученных ссуд), при этом санкции не отменяя?»
Будем ждать, что еще и кому мы уступим.