На 12-м международном телекинофоруме «Вместе» актер и режиссер Сергей Никоненко входил в состав жюри игровых фильмов. Приехав в Ялту со своим единственным внуком, Сергей Петрович признался «Труду», что именно его, а также создание в Москве музея-квартиры Сергея Есенина считает своими самыми большими достижениями.
— В вашей кинобиографии никогда не было простоев. Над чем работаете сейчас?
— Много снимаюсь как актер. И пытаюсь найти деньги, чтобы снять полнометражный художественный фильм. К сожалению, серьезный жанр, с драматургией, характерами, в настоящее время не востребован. Вот если каждую минуту по трупу, это кинопродюсеров интересует. Но такое кино не нравится мне.
— Популярный актер Александр Пашутин на днях рассказал мне о том, как вы подарили ему идею и чуть ли даже не сценарий будущего фильма, который он сам захотел поставить как режиссер.
— Я только предложил Пашутину написать сценарий фильма по той истории, которую он сам же мне рассказал. Подобный случай у меня был со Львом Дуровым. Мы ехали в одном поезде, и Лев Константинович рассказал свой сон: два бывших фронтовика оказались в таком бедственном материальном положении, что ни детей поднять, ни внукам конфет купить, не говоря уж про лекарства себе самим. И в отчаянии эти старики стащили с постамента танк и поехали на нем в собес и в другие организации. Дуров, молодец, смог найти и сценариста, и режиссера. Правда, меня на роль не утвердили, ее сыграл Юрий Назаров. Фильм называется «Егорушка».
— Расстраиваетесь, когда от вас уходят хорошие роли?
— Ну зачем расстраиваться? Это поначалу, когда был студентом, переживал. Но быстро заметил такую закономерность: моя жизнь течет параллельно жизни Михаила Кононова — там, где я пробовался, там и он, и в одних картинах утверждали его, в других меня. Когда я поступал в Щепкинское училище, мне сказали: «Мы уже взяли артиста вашего плана». Я сразу сообразил, что это Миша. На том курсе в «Щепке» учились очень мощные артисты: Виктор Павлов, Виталий Соломин, Олег Даль, Михаил Кононов — и какие все разные! Пришлось поступать во ВГИК, где на моем курсе учились сплошные звездные красавицы: Жанна Болотова, Жанна Прохоренко, Галина Польских, Лариса Лужина,
— Как, учась с самыми красивыми девушками Советского Союза, вам удалось избежать мучительной первой любви?
— Первая любовь у меня была в 13 лет, а в 23 года я на ней женился. А потом разлюбил.
— Со своей второй женой — актрисой Екатериной Ворониной — вы создали в Москве
— Да, меня все время поражала мысль: почему на Есенина буквально бросались женщины? Ведь низкорослый, худощавый. Ну, с золотыми кудрями, ну, голубоглазый, и что такого? Да, одевался элегантно. Но по сути был бомжом, ночевал, как правило, у женщин. Видно, для этого они и были ему нужны? А то и вовсе обращался к проституткам — «чтобы постель погрели», как об этом написал в своих воспоминаниях закадычный друг Есенина Анатолий Мариенгоф: Мы создали Музей Есенина на квартире первой жены Сергея Александровича Анны Изрядновой. Она всю свою жизнь любила только его. Анна Романовна была образованной дамой, работала корректором в издательстве. После ее подписи набирали литеры будущих произведений. Она была старше Есенина на четыре года. Возможно, Сергей Александрович тянулся к опытным женщинам, потому что в
— Есенин
— Готовился к выходу в свет его трехтомник, Есенин не дождался считанных дней. Я не верю, что он покончил с собой. Это как мать, которая, даже будучи при смерти, обязательно дождется своего единственного сына, если твердо знает, что он придет. Я убежден, Есенина убили.
— Еще в студенческие годы вам довелось сыграть роль Есенина. Нет ли желания сейчас поставить фильм о Сергее Александровиче? Подозреваю, вы не удовлетворены сериалом «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли?
— Конечно, не удовлетворен. Дело в том, что роли Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Есенина просто так не даются. Когда я играл поэта, а дали мне эту роль исключительно благодаря протекции Михаила Ромма, который сказал, что внешне я похож на Есенина, то мы строго соблюдали указание сверху: поэт не должен быть показан ни алкоголиком, ни бабником. И на самом деле Сергей Александрович не был ни пьяницей, ни донжуаном. А легенды о его дебошах — скорее итог саморекламы. В 1971 году Виктор Шкловский очень много рассказывал мне о Есенине, которого хорошо знал, и, по его версии, если поэт выкидывал подобные номера, то только ради того, чтобы обратить на себя внимание. Ну не мог беспробудный пьяница и бабник за 10 лет написать и издать 31 книгу!
— Почему вы, с вашим опытом и присущей вам заботой о будущем поколении, не преподаете во ВГИКе?
— В начале
— Сейчас не так, как в
— Зачем он мне? И так зовут сниматься. Каждый день присылают по несколько сценариев. Я только спрашиваю у режиссера: «А деньги у вас есть?» Если ответ утвердительный, соглашаюсь.
— Ваш самый любимый партнер в кино?
— В нескольких картинах моим партнером был Евгений Евстигнеев. Впервые я снялся с Женей в фильме «Странные люди», а через 20 лет сам как режиссер снимал фильм
— После 200 ролей в кино вам не опостылело это всегдашнее актерское «состояние невесты» — необходимость всем нравиться и ждать предложения режиссера?
— По этой причине я и подался в режиссеры.
— Когда выйдет на экран ваша многосерийная «Аннушка», которую вы снимали для Первого канала?
— Мода на кино очень изменчива. Сегодня рейтингом пользуются одни картины — например, мелодрамы, а завтра — стрелялки. Для «Аннушки» стихи писал Евгений Евтушенко. Также звучат в картине песни на стихи Николая Рубцова. Руководство Первого канала кормит меня обещаниями, что обязательно покажет эту работу. Кстати, снимать «Аннушку» помогал мой единственный сын Никанор, который после иняза выучился на режиссера у Аллы Суриковой и Валерия Фокина.
— Расскажите о внуке, с которым тут не разлучаетесь.
— Петр, названный так в честь моего отца, — самое ценное, что у меня есть. Ему четыре года. Отец дожил до 80 лет, хотя был тяжело ранен и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войну. Возможно, ему помогло то, что он очень много двигался, охотился, ловил рыбку, дышал свежим воздухом. Хотя работа у него была сложная — заведующий охоторыболовной секцией