О ЧЕМ РЕЧЬ
Стажировка, будь то в автобусном парке или в компании из "большой четверки", - это продвинутая ступень обучения, когда человек, владеющий в достаточной мере теоретическими знаниями и практическими навыками, адаптирует их к условиям конкретной организации, попутно приобретая понятия о ее структуре, корпоративной культуре, особенностях бизнес-процессов и делая выводы о том, насколько ему самому все это близко и интересно. За свою работу стажер получает зарплату, обычно более низкую, чем штатные сотрудники. Иногда стажировка превращается в испытательный срок, по итогами которого молодому специалисту делают job offer. Некоторые компании приглашают студентов и аспирантов постажироваться на своих сезонных проектах. Чем не повод сдать сессию досрочно?
КУДА ПОДАТЬСЯ
С каждым годом компаний, предлагающих программы стажировок для студентов, становится все больше. Причем среди них немало истинных лидеров рынка в своей сфере - даже если вы не останетесь работать в компании, упоминание о такой стажировке послужит украшением резюме. Тем, кто видит себя работником банка, будет интересно ознакомиться с предложениями "Русского Стандарта" или "Райффайзен-банка", айтишников разного профиля ждут в IBM и Cisco Systems, будущие менеджеры всех мастей - всегда желанные гости в Coca-Cola, British American Tobacco, Mars. Одним словом, почти во всех транснациональных корпорациях есть программы работы со студентами - как краткосрочные (полтора-три месяца), так и долгосрочные (до двух лет). Подтягиваются и российские гиганты бизнеса, среди студентов ведущих финансовых, экономических и физико-математических вузов весьма ценится стажировка в инвестиционной компании "Тройка-Диалог". Мощную и интересную программу стажировки предлагают, например, в компании Bosch. Вернее, там разработаны сразу 3 программы, рассчитанные на разные целевые группы: молодые специалисты, будущие руководители и сотрудники сервисных центров. Сотрудник департамента по работе с персоналом компании Мария Ткаченко утверждает, что более 80% стажеров продолжают свою карьеру в Bosch в качестве штатных сотрудников.
В целом, чтобы определиться с подходящей стажировкой, не следует ориентироваться только на престиж бренда. Важно досконально выяснить все нюансы, начиная от обеспеченности рабочим местом в офисе и заканчивая организацией горячего питания. Если что-то не заладится, вы всегда сможете уволиться. Однако найти новую летнюю стажировку посреди сезона может оказаться затруднительно: многие компании заканчивают прием заявок в апреле.
ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
Конечно, компании с именем имеют возможность выбирать - иногда конкурс составляет до 10 человек на место. Поэтому собеседования для стажеров проходят не менее серьезно, чем для "полноценных" кандидатов. Иногда до очной встречи с сотрудником компании приходится преодолеть несколько фильтров: предоставить резюме и мотивационное письмо, пообщаться по телефону с консультантом-посредником (многие корпорации отдают право предварительного отбора консалтинговым и рекрутинговым компаниям), написать эссе по своей профессиональной теме, иногда - на иностранном языке, пройти психологический тест для оценки личностных возможностей и потенциала развития, наконец прийти на собеседование в компанию. Но это в самых запущенных случаях. Обычно бывает достаточно заполненной application form (часто через интернет), беседы в центре оценки компании и интервью с эйчаром и менеджером компании.
Будьте готовы, что интервьюеры поинтересуются вашей академической успеваемостью, проверят знание иностранного языка и компьютерную грамотность. В свою очередь, вы можете высказать пожелания по поводу того, чем конкретно хотите заниматься. Однако, возможно, вам сделают встречное предложение, ведь стажировка - это совершенно необязательно рутинная работа по перекладыванию бумажек, стажер может быть в полной мере подключен к оригинальному проекту, например, созданию клиентской базы данных, разработке технического интерфейса, анализу коммерческой эффективности и рентабельности маркетинговых акций в торговых сетях, где представлена продукция компании и т.д. В любом случае должен быть индивидуальный план стажировки, контролируемый прикрепленным наставником, который формально несет ответственность за все, что будет происходить с ним в компании. Кроме выполнения оговоренных обязанностей, стажерам часто предлагается пройти тренинги, организуемые корпоративным центром обучения. Вот от этих возможностей точно отказываться не следует!
ПО УСАМ ТЕКЛО И В РОТ ПОПАЛО
Ведущий консультант по подбору компании Ventra Employment Татьяна Воробьева полагает, что явный интерес к труду стажеров со стороны образцовых работодателей связан с отчаянной нехваткой специалистов почти во всех сферах бизнеса: "Сейчас дипломированные кандидаты даже с небольшим опытом предъявляют откровенно завышенные запросы по зарплатным ожиданиям, тогда как стажер зачастую выполнит ту же работу не хуже, но значительно дешевле", - говорит Татьяна. Только этим фактом, уверена Екатерина Шуберт, Future Today, можно объяснить повышенную активность эйчаров самых разных компаний: "Для привлечения стажеров в компаниях устраивают конференции, проводят бизнес-игры, презентации, объявляют разного рода акции и так далее. Кроме того, присмотревшись к молодым талантам, можно о-тобрать лучшие кадры "тепленькими" еще до того, как они поступят на открытый рынок труда, и начать растить специалистов "под себя".
Компания Danone много лет подряд входит в десятку лучших работодателей для молодых специалистов. С 2004 года она проводит международную студенческую бизнес-игру "Trust" (подробности на сайте www.trustbydanone.com). Учащийся магистратуры МИРБИС Андрей Субботин попал на стажировку в Danone как участник команды-победителя этой игры. "Мы с друзьями по Плехановке сначала выиграли внутривузовский чемпионат, потом межвузовский и поехали на международный финал в Париж. Там перед советом директоров мы защищали свой проект. Сейчас-то я понимаю, что это выглядело смешно и наивно, но мы взяли креативностью и позитивом. Еще до того, как мы победили, нас начали рекрутировать. В компании идет негласная конкуренция за кадры: каждый отдел стремится набрать себе наиболее перспективных стажеров, наперебой зовут на собеседования. Cначала я пошел в отдел закупок. Мне там очень нравилось, но вскоре захотелось более творческой работы. Компания пошла навстречу и перевела меня в отдел маркетинга, в котором я работаю почти два месяца". Сейчас Андрей работает полный рабочий день, к тому же часто ездит в командировки, поэтому приходится часто пропускать занятия. Но несмотря на напряженную жизнь он доволен и работой, и открывшимися перспективами.
ЛИШНЕГО ОПЫТА НЕ БЫВАЕТ
Соглашаться на бесплатную стажировку имеет смысл, пожалуй, только если в роли вашего тьютора будет выступать действительно выдающийся человек. Тогда время, проведенное на работе, нужно воспринимать просто как возможность бесплатно поучиться тому, что испокон веков передается не на лекциях студиозусам, а от мастера к ученику, из уст в уста. Так, вряд ли креативные молодые люди отказались бы от возможности бесплатно постажироваться у артемия Лебедева, будущие политики - в Администрации президента РФ, а начинающие журналисты - у Леонида Парфенова или на канале BBC. В среднем московский стажер в компании, обладающей хорошим брендом, зарабатывает 15-20 тысяч рублей в месяц. Это немного, но даже если после окончания стажировки вас не пригласят в команду или вы сами найдете для себя более интересный путь дальнейшего построения карьеры, только в редчайшем случае вам придется пожалеть о потерянном времени. Ведь стажировка - это не подготовка к работе, не подготовка к жизни. Это - уже работа, настоящая и ответственная. Просто если вы вдруг ошибетесь или ваших компетенций не будет хватать для того, чтобы довести проект до конца, рядом с вами будет человек, который поможет и подстрахует. Екатерина Смирнова
ЦИФРА
15 тыс. руб.
минимальный заработок стажера в месяц
ВАЖНО
ШЕСТЬ СЛАГАЕМЫХ УСПЕШНОЙ СТАЖИРОВКИ
Мотивация на достижения
Вы должны осознавать и понимать свои жизненные и карьерные цели и видеть пути их достижения.
Способность работать в команде
Бизнес любой компании предполагает слаженную работу всех участников процесса.
Желание и способность учиться и развиваться
Объемы информации и знаний, необходимых для достижения поставленных целей, растут очень быстро.
Лояльность к компании
Компании вкладываются в развитие своих сотрудников и ожидают от них лояльного отношения.
Стрессоустойчивость
Компаниям нужны сотрудники, умеющие продуктивно работать над несколькими задачами одновременно и находить конструктивные решения в сложных, стрессовых ситуациях.
Ответственность
Если вы не знаете, как поступить, выясняйте все, что не понятно до того, как станет поздно что-либо предпринимать.
По материалам www. akzia.ru
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Компании, предлагающие программы стажировок для молодежи
Телекоммуникации, IT, техника
GoldenTelecom
Ростелеком
Микротест
Конструкторское бюро опытных работ
IBM
Крок
Норбит
Corbina Telecom
Диасофт
Консалтинг, аудит
PricewaterhouseCoopers
Ernst & Young
KPMG
Deloitte
Roland Berger Strategy Consultants
Росэкспертиза
AT Consulting
БДО Юникон
Банки, финансы
Банк Москвы
Уралсиб
Тройка Диалог
Райффайзенбанк
ВТБ24
Товары массового потребления, торговля
Coca-Cola HBC Eurasia
Procter & Gamble
Unilever
Nestle
L'Oreal
Маркетинг, реклама
Redcenter
Antz
Страхование
Росгосстрах
Альянс РОСНО Жизнь
Другие отрасли
Philips
Samsung
Bosch
Royal Dutch/Shell
Группа Ист Лайн
Swiss Realty Group
Johnson & Johnson
Регент
ТК Лента