Напомним, весной этого года "Евроцемент" сосредоточил в своих руках заводы, производящие примерно 45% всего цемента в России. Есть регионы, где "Евроцемент" чувствует себя еще вольготнее. Например, на московском рынке доля компании составляет 60%, в Санкт-Петербурге - достигает целых 80%, а в Западной Сибири и вовсе фантастических 90%. Сразу же после того, как "Евроцемент" взял под контроль российский цементный рынок, он объявил об изменении "правил игры" со строительными компаниями. Компания подняла цены на 20% и начала отпускать цемент только по предоплате, хотя до сих пор вся отрасль работала по принципу "утром стулья - вечером деньги". Федеральная антимонопольная служба несколько раз заявляла, что действия "Евроцемента" законны и правомерны. Но после многочисленных жалоб со стороны потребителей цемента ФАС все-таки пришлось взяться за расследование и завести дело на "Евроцемент".
Но расследование антимонопольного ведомства шло очень неторопливо. Предполагалось, что его результат станет известен еще в июле. Однако на заседании в июле дело было направлено на дополнительное рассмотрение, а очередное заседание было назначено на 22 августа. Вопреки ожиданиям 22 августа решение также принято не было. И теперь заседание перенесено на середину сентября. Между тем цены, как известно, времени не теряют. Вслед за "Евроцементом" другие крупные производители цемента тоже решили воспользоваться моментом и подняли цены. В результате рост цен по всему рынку оказался таким, что обещанное "Евроцементом" удорожание на 20% показалось мелкой неприятностью. Так, по данным Росстата, в Самарской области цемент подорожал на 59%, в Ульяновской - на 52%, в Ростовской - на 51%. А в Московском регионе и на Северо-Западе России рост цен составил 70%. К слову, когда московскими цементными заводами владели "Интеко" и "СУ-155", на этом рынке были представления о социальной ответственности - и цены никогда не росли без видимых причин и такими неумеренными темпами.
Но простым одномоментным всплеском цен на серый порошок проблемы не исчерпываются. Дело в том, что спрос на цемент - сезонный: зимой его покупают меньше, летом - больше. Поэтому в отрасли принято, что цена на цемент на все зимние месяцы остается практически неизменной. А фиксируется она где-то в конце августа - начале сентября. Иными словами, если нынешние "вздутые" цены продержатся еще чуть-чуть, то у них есть все шансы остаться такими же до весны. Потребители цемента уже потеряли немало - ведь все это время монополист продолжает продавать цемент по выгодным для себя ценам. Но если застройщикам придется покупать столь дорогой цемент и впредь, это радикально изменит ситуацию и на строительном рынке. Ведь цемент - главный компонент в бетоне. А бетон - главный материал, из которого строятся современные многоквартирные дома. Поэтому рост стоимости цемента неизбежно приводит к удорожанию бетона, а значит к росту цен на жилье.
Насколько тесно цены на жилье связаны с ценой цемента? По утверждению "Евроцемента", доля его продукции в конечной цене квартир составляет от 1,5% максимум до 5%. Строители только дивятся, откуда берутся такие оценки. По их данным, на цемент приходится почти пятая часть цены каждого квадратного метра квартиры. Поэтому когда цемент дорожает на 20%, то цена на квартиру растет на 4%. Соответственно, рост стоимости цемента на 70% означает удорожание жилья на 14%. Причем в ближайшее время доля цемента в стоимости квартир может еще больше возрасти. Застройщикам не по нраву правила игры "Евроцемента", и они уже заговорили о строительстве собственных цементных заводов. На первый взгляд это позволит строителям сэкономить на цементе. Но это будет возможно лишь в перспективе, когда заводы окупятся. Но на это уйдут годы, а пока расходы на строительство цементных заводов и их оборудование будут закладываться в стоимость новых квартир.
В итоге эксперты опасаются, что в результате проволочек в расследовании дела против "Евроцемента", рост цен на жилье может достигнуть 20% уже к концу сентября. При этом главный удар на себе почувствуют, как обычно, наименее обеспеченные граждане. Ведь от подорожания цемента в первую очередь страдает дешевое жилье: себестоимость элитного меньше зависит от стройматериалов и больше - от инженерной "начинки" и престижности района. На рынок коммерческого строительства удорожание цемента большого влияния не окажет, поскольку прибыли там всегда наибольшие. Иное дело - строительство муниципального жилья по городскому заказу, где на счету каждый рубль. В Москве, например, более трети жилья и почти вся инфраструктура строятся на городские средства. Рост цены цемента на 1000 рублей за тонну означает увеличение расходов городского бюджета почти на 10 млрд. рублей. При этом цены, которые правительство Москвы установило за квадратный метр муниципального жилья, были определены еще в прошлом году и не меняются до сих пор. Несмотря на то, что были подняты цены на газ, на электроэнергию, на цемент, на металл.
В результате социальные жилищные программы могут оказаться в серьезной опасности. Сегодня Москва строит 400 тысяч квадратных метров, чтобы отдать их очередникам, и около миллиона квадратных метров для переселенцев из ветхого жилья. Теперь эти цифры, увы, должны измениться в меньшую сторону, так как возможности городской казны небезграничны. Под угрозой и программа социальной ипотеки, разработанная правительством Москвы. Так, в рамках социальной ипотеки планируется выдача кредита очередникам на покупку жилья по себестоимости. Но если растет себестоимость жилья, то следует ожидать, что уже очень скоро очередникам будет не по карману улучшить свои жилищные условия даже на льготных условиях, предоставляемых московскими властями.
По иронии судьбы на прошлой неделе Владимир Путин на встрече с членами правительства и парламентариями напомнил им о главнейших национальных проектах. В их числе он особо отметил программу строительства доступного жилья и ипотеку. Президент отметил, что в области ипотеки работы государства "еще явно недостаточно". В связи с этим он поставил задачу "завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг" и значительно увеличить уставный капитал агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Увы, если рост цен на цемент будет продолжаться теми же темпами, правительству не хватит никаких дополнительных капиталов. А мечты обеспечить россиян доступным жильем останутся лишь мечтами. Впрочем, кто знает, возможно, мы рано бьем тревогу? Что если в российских министерствах еще слышен голос Кремля, и в ближайшем будущем справедливость все же будет восстановлена?