"ЗАКАЗЫВАЮ ЛИШИТЬ ЖИЗНИ..."

Анатолия Шлыка киллеры подстерегли возле больницы. Он даже не успел выскочить из джипа, в котором ожидал жену и дочь. Два выстрела в голову бизнесмена положили конец долгим административным сражениям за водную гладь, разыгравшимся в Клинцовском районе Брянской области. Это едва ли не первое в России заказное убийство, связанное не с дележом заводов или нефтяных скважин, а той части природных богатств, приватизация которой только начинает разворачиваться.

Анатолия Шлыка, кажется, ненавидела вся деревенская округа. А как еще относиться к человеку, который внезапно для всех объявил себя единоличным владельцем каскада из 20 прудов, в которых раньше рыбачили все, кому не лень? Председатель комитета по лицензированию областной администрации уличал Шлыка в нарушении законодательства: "С первых месяцев пользования водоемами Шлык А.Ф. в отношении жителей Клинцовского района и города Клинцы самовольно установил ограничения по пользованию объектом общего пользования (в нарушение статьи 20 Водного кодекса) и различными формами и методами добивается исполнения ограничений". Граждане никак не понимали, почему им теперь нельзя пасти коров на берегах, купаться или ловить рыбу. Дошло до того, что предприниматель для острастки даже стрелял в воздух. Его приговорили к трем годам лишения свободы условно. По Шлыку не раз стреляли неизвестные, ему угрожали убийством, сожгли летний домик.
Однако не все осудили новый порядок. Глава администрации Клинцовского района заявил, что теперь у озер есть хозяин, который не только снабжает всю область рыбой, но и помогает больнице, детскому приюту... Хотя сам Анатолий не верил, что его благотворительность оценит еще кто-нибудь, кроме главы администрации. Он понимал, что число врагов у него растет, но готов был защищаться до последнего. И даже более того - мстить уже после смерти. Завещание, которое он оставил в предчувствии своей гибели, ошеломляет: "Я, Шлык Анатолий Федорович, уроженец села Гнилуша, 19 мая 1953 года рождения. Если что со мной случится, то заказываю лишить жизни следующих..." Ниже следовал список фамилий. Мстителям предприниматель велел выплатить половину стоимости своего немалого имущества. Он был состоятельным человеком, владел не только озерами.
Клинцовская трагедия мало кого оставила равнодушным. Многие ощутили свою уязвимость, вдруг осознав, что и в провинцию докатилась волна той жестокой войны, которая началась одновременно с дележкой бывшей государственной (как принято было говорить "общенародной") собственности. А в глубинке что делить, кроме земли, леса да озер?
Несколько лет назад, кстати, природоохранная прокуратура Брянской области решила изучить, кто и на каких основаниях распоряжается прудами и озерами. Выяснилось, что районные администрации сплошь и рядом нарушали закон, раздавая "в собственность" водную гладь. И по сей день, сообщили в прокуратуре, почти все бумаги, утверждающие частную собственность на водоемы, смахивают на филькины грамоты. Спутаны понятия "аренда" и "владение", естественные озера и пруды, на которых есть искусственные сооружения, и т.д.
Сейчас в Брянской области, пожалуй, только один арендованный пруд радует рыбаков. Он находится возле поселка Локня Почепского района. По выходным все берега облеплены мужиками с удочками, которые приезжают даже из Брянска, за 50 верст. За право 8 часов посидеть здесь с удочкой нужно заплатить арендаторам 150 рублей. Сумма всех устраивает, потому что рыбаки знают: арендаторам Саше и Гене (так их запросто зовут) пришлось три года чистить и облагораживать пруд. Сюда запустили малька, на которого извели тонны корма. По берегам посадили деревца, чтобы не пекло природолюбивым людям макушки. Если и поругиваются мужики, то лишь из-за плохого клева. И уж, конечно, никто не держит за пазухой обрез.