- Светлана, вы родились в семье велосипедистов. Мать - Галина Царева, многократная чемпионка мира по велоспорту. Отец - знаменитый тренер, основавший свою собственную школу, брат завоевал "серебро" в Атланте. Не понимаю, как не возникло желания покрутить педали и у вас?
- Желание возникало, и педали я, конечно, крутила. Уж и не помню, с каких лет знала всех папиных учеников-чемпионов. И на тренировки в его школу меня брали чуть не каждый день. Я каталась, смотрела, как тренирует отец. Потом - снова на велик. Это естественно. Но для начала родители отдали меня в плавание: лучше всего набираться силенок в бассейне.
- А как вы оказались в теннисе? И почему не остались в родном Петербурге? Ведь вашу семью там все знали.
- В теннис я заиграла лет в восемь-девять. Отец решил, что в теннисе у меня получится. Занималась в разных секциях. Но что-то в Питере не получалось. Попытала счастья в Москве.
- К тому времени в столице были свои традиции, хорошие тренеры...
- Но несмотря на все это, и в Москве не вышло. Не приняла меня столица. Тут свои законы.
- Не от вас первой слышу, что на такой ранней стадии часто проходит не всегда понятный отсев, и не только в столице. Наверх пробиться крайне трудно.
- Мне было уже 14. Дело двигалось вяло, успехов не намечалось. В соревнованиях играть не особо приглашали. Сама не понимаю - почему. И родители решили взять меня в Испанию.
- У вашего папы там, если не ошибаюсь, своя велосипедная база.
- Но не на велосипедной же базе мне было тренироваться. Меня определили в теннисную Академию Эмилио Санчеса.
- Знаменитая семья испанских теннисистов. Сестра Эмилио - Аранта - даже выигрывала "Большой Шлем"...
- За меня взялись всерьез. Две тренировки - три часа по утрам, часа два вечером.
- Светлана, и кто за все это платил?
- Родители. Вы удивитесь, но в Испании занятия обходились дешевле, чем дома. А условия для подготовки лучше. Меня обучали по всем правилам. Ставили играть с сильными спарринг-партнерами. Возили на соревнования. Добираться до них было легче, чем из Питера или Москвы. Отец волновался, что у меня не хватит физической подготовки для серьезной игры. И я дополнительно бегала кроссы.
- Это в испанскую-то жарищу. Поэтому сейчас на корте вы смотритесь неутомимой.
- Да нет, как и все, подсаживаюсь. Но попозже других.
- Если не ошибаюсь, лет в 16 вы стали сильнейшей среди юниорок?
- И понадобились новые усилия. Тренировок еще больше. Переезды с турнира на турнир. В академии поняли, что работали со мной не зря. И Аранта Санчес, она была уже очень известной, даже предложила мне играть с ней в паре. Мы выступали два сезона. Жаль, Санчес ушла из тенниса.
- Но вы, наверное, благодаря и ей сложились как парный игрок?
- Меня все почему-то считали парным игроком. Но я была и одиночницей. Вошла в "сотню". Играла в турнирах "Большого Шлема". Даже несколько обижало, что меня записали в парные игроки.
- Но ведь именно в паре вы выиграли свои первые турниры. А как получилось, что в парном разряде вы целый сезон выступали с Мартиной Навратиловой? Вам тогда исполнилось 18, а самой титулованной теннисистке уже за 45. Кто кого выбирал?
- Инициатива принадлежала все тому же Эмилио Санчесу. Он предложил нам сыграть вместе.
- И тогда вы выиграли престижные турниры. А что вам дало такое вот теннисное общение с великой Навратиловой?
- Мартина никогда не показывала, что она великая. Приятный интеллигентный человек, всем в этой жизни интересующийся. У нас сложились добрые отношения. Иногда, когда на корте возникали какие-то сложные, нервные ситуации, Навратилова старалась разрядить обстановку, шутила, случалось, переходила на русский, который еще помнит. И тогда на корте раздавалось: "Кузнечик, Кузнечик". Мы обе успокаивались - и, как правило, выигрывали. Она очень тонкий игрок, все понимающий и знающий. Игре у сетки я научилась у нее.
- Но почему же дуэт распался?
- Навратилова мечтала выступить за США на Олимпиаде, и в паре с ней начала играть Рэймонд. Тут наши мечты совпали: я тоже договорилась с Аленой Лиховцевой, что будем вместе и на Олимпийских играх, а если понадобится, то и на Кубке Федерации.
- Судя по всему - понадобится. Вы с Лиховцевой резво ворвались в первую "пятерку" мирового рейтинга.
- Вы все сворачиваете к парной игре. А я главные задачи ставлю в игре одиночной. И очень хочу, чтобы мы выиграли Кубок Федерации. У нас отличная сборная.
- И как вам в ней играется?
- Меня с детства тянуло в коллектив. Может, в это и трудно поверить, потому что теннис - спорт индивидуальный. Но в команде особая атмосфера...
- Ходят слухи, будто вам предлагали сменить российское гражданство на испанское.
- Это не слухи. Но я играю за Россию. Хотя по-прежнему живу в Испании.