Горячим сторонником нового закона является всероссийская политическая партия "Единая Россия". По сути, он и появился-то в Госдуме именно благодаря прямой политической поддержке центристских фракций. И прежде всего - депутатских объединений, которые входят в эту партию. В какой-то мере партия взяла на себя ответственность и за этот закон, и за то, как будет работать в России система местного самоуправления. Чтобы окончательно выверить свою позицию накануне решающего голосования в Госдуме, в минувшую субботу единороссы при поддержке мордовского руководства провели в городе Саранске научно-практическую конференцию по вопросам местного самоуправления. На свой форум партийцы пригласили глав местных администраций всех уровней, депутатов Госдумы и представителей заинтересованных министерств и ведомств. Более четырехсот участников из семидесяти регионов страны приехали сюда, чтобы обсудить проблемы местного самоуправления.
Мордовия для проведения этой конференции была выбрана не случайно. Именно здесь вот уже более пяти лет успешно действует свой, республиканский закон "О местном самоуправлении в Республике Мордовия". В нем определены основные принципы организации местного самоуправления, оговорена компетенция органов местного самоуправления. Республиканский опыт опережает действующее в стране законодательство. К тому же он совпадает с концепцией принимаемого сейчас в Госдуме нового закона. И потому для многих оказался чрезвычайно интересен.
Чтобы гости Мордовии увидели своими глазами и оценили, как действует этот закон в реальной жизни, поначалу их повезли в глубинку - по районам. Как сказали хозяева, "посмотреть рожденную у нас систему". Если вкратце, то суть ее такова: создать такие условия, чтобы местное самоуправление могло самостоятельно решать свои, местные проблемы. А для этого, уверены здесь, необходимо иметь свою экономическую базу. И не просто распоряжаться своим бюджетом, а еще и располагать стимулирующими возможностями для его пополнения.
Как работали прежде на уровне местного самоуправления - известно. Без согласования с вышестоящей властью - ни шагу. Даже тех мелочей, с которыми, казалось бы, и наверх-то вылезать стыдно. Оставалось только клянчить деньги. Теперь же другое дело. Во-первых, выплата трансфертов из мордовского республиканского бюджета местному напрямую зависит от выполнения установленных для муниципалов показателей социально-экономического развития. Чем лучше работают на местах - тем больше они получат трансфертов. Во-вторых, налоговые доходы, собираемые на территориях муниципальных образований, теперь передаются в бюджеты городов и районов. Скажем, в прошлом году муниципалам в полном объеме уже перечислялись налоги на имущество предприятий, акцизы на вино и ликеро-водочную продукцию, налоги на прибыль и на доходы физических лиц.
Но что же все-таки заставило руководство республики коренным образом изменить отношение к вопросам местного самоуправления и начать преобразования? Вот что сказал мне глава Республики Мордовия Николай Меркушкин: "Нужда нас заставила. Просто нам нужно было выжить. Еще семь лет назад наша республика была второй с конца списка после Дагестана по уровню жизни. Надо было уходить от зияющей пропасти. А для этого необходимо было сделать так, чтобы все уровни власти, в том числе и самый нижний, начали работать". Поразмыслив, здесь пришли к выводу: большинство возникающих проблем во многом порождено пассивностью власти на местах, потерей управляемости социальными и хозяйственными процессами. Вот и вышло, что надо начинать с самоуправления.
Атяшевский район - один из девяти маршрутов по республике, предложенных участникам конференции. По словам руководителя района Михаила Суркова, благодаря республиканскому закону здесь не только удалось сохранить всю социальную структуру, но еще и дать "основательный толчок для развития частного сектора". Глава администрации Большеманадышского сельсовета, в который входят три села, Александр Петькелев сказал гостям: "Поверьте, это не показуха. Результаты, как говорят, налицо. Вот после введения новой системы мы, например, расплатились со всеми своими долгами. У нас появились новые возможности для заработка дополнительных средств на развитие социальной сферы. На благоустройство села, на школу, на медицину..."
Вернувшись из районов в Саранск, вечером того же дня участники совещания обменялись мнениями. Общий вывод: достойно распространения. Вот что сказал мне председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы России Владимир Мокрый: "Безусловно, здешний опыт не во всем бесспорен. Но он уникален и полезен для всей России. Ведь мы сейчас стоим перед проблемой, как повысить социальную активность граждан. Пример Мордовии наглядно демонстрирует, как это можно сделать".
Еще более категоричен был комментарий для "Труда" председателя думской депутатской группы "Регионы России" члена бюро высшего совета партии "Единая Россия" Олега Морозова: "Я уверен, что прежде чем решать какие-то важные политические и социально-экономические задачи, надо сначала хорошо посоветоваться с людьми. Увиденный нами в Мордовии опыт построения системы местного самоуправления и финансового стимулирования этих органов вполне вписывается в концепцию нового российского закона о самоуправлении. Но у депутатов раньше было много сомнений, все ли правильно просчитано. Чтобы ответить на этот вопрос, надо было посмотреть, как эта система уже работает. Мы посмотрели и убедились: к этой системе люди пришли не потому, что депутаты такой закон придумали. Они просто искали способы решения проблем, которые здесь накопились. И нашли. Теперь же мы наблюдаем, как работа думских законодателей накладывается на реальный опыт. Следовательно, стратегия нами выбрана правильная: система стимулирует экономику - промышленный рост в республике только за полугодие составил 26 процентов. Прибавилось работающих на территории республики, растет средняя заработная плата, увеличиваются трансферты, которые выделяются муниципальному образованию из республиканского бюджета. Значит, логика у нового закона верная. Мы - на правильном пути".