«О, о, о…» - «Леонид Ильич, это олимпийские кольца!»

Из многочисленных анекдотов о «дорогом товарище» Брежневе именно этот процитирован в заголовке по двум причинам

Сериал «Игры», о котором пойдет речь, как раз посвящен подготовке и проведению главного мирового спортивного события, состоявшегося в 1980-м в Москве. А престарелый генсек подан в нем столь карикатурно, что и во всем остальном, несмотря на обилие драматических линий, вдруг начинаешь подозревать памфлет.

А кино-то вроде ничего себе. Правда, из восьми серий пока доступны лишь три, четвертая выйдет завтра, 17 августа. Но уже сейчас по откликам зрителей легко угадать, жили они в те времена или не имели подобного счастья. К слову, автор идеи проекта и один из его сценаристов Александра Ремизова относится к числу последних. Евгению Стычкину, известному актеру, здесь продолжающему свои режиссерские опыты, тогда было шесть лет, но, будучи сыном солистки Большого театра и крестником Анатолия Ромашина, он вполне мог наблюдать за воспарившим мишкой непосредственно в «Лужниках».

Если играть в ассоциации, то словосочетание «московская Олимпиада» у многих вызовет примерно такой набор: праздник, много иностранцев, Афганистан, бойкот, смерть Высоцкого: Ну и плачущая публика на трибунах во время того самого прощального взлета. Чтобы не разочаровывать зрителя, авторы «Игр» стараются с ходу преподнести весь этот набор, хотя действие сюжета начинается летом 1979-го.

Юный мажор Игорь Зорин попадает в милицию. Как следует из протокола, он облил памятник Ленина валерьянкой, после чего «неорганизованные группы кошек забрались на монумент и стали облизывать тело Ильича». Это не просто хулиганство — идеологическая диверсия. Но влиятельный папа вытаскивает сына из «обезьянника» и перевоспитания ради устраивает его на работу в оргкомитет Олимпиады. И парень сразу погружается в среду, уже названную некоторыми зрителями очередным актом оплевывания прошлого. Где, конечно, имелись порядочные люди, но их со всех сторон окружали бюрократы, карьеристы и гэбисты.

Так вот, в первых трех сериях мы успеем стать свидетелями того, как руководство МОК из всех представленных на конкурс эскизов с медведями в качестве талисмана выбирает правильного. Как Политбюро решает начать ввод войск в Афганистан. А еще посмотрим на Таганке «Гамлета» с Высоцким.

Перечисленный ассоциативный ряд навсегда остался в массовом сознании людей, рожденных в СССР. И «праздник» оказался в нем на первом месте неслучайно. Афганистан тогда проходил где-то на заднем плане. Бойкот быстро научились сопровождать словом «вопреки». По отношению к США и их союзникам звучало: «вопреки здравому смыслу». По отношению к себе: «вопреки всему мы сделаем эти Игры лучшими».

Позже, когда начались всевозможные разоблачения, не раз предпринимались попытки стереть блеск и с олимпийского «золота». В 1987-м на сценах десятков театров прошла пьеса «Звезды на утреннем небе», где главными героями были люди, сосланные на время Игр за 101-й километр, — проститутки, алкаши, бродяги. Но после развала страны мы сошлись на том, что именно XXII летняя Олимпиада обозначила яркий зенит в истории Страны Советов. Дальше, увы, начался закат.

Неужели этот сериал пойдет по пути развенчания былых побед? Ведь может же главный герой, даже презирая лицемерие государственного устройства, проникнуться общим делом? Окажется в состоянии сочувствовать спортсменам, попавшим в сложные жизненные ситуации? Осознать, что он может что-то сделать для своей страны, которая хоть, конечно, и не красавица, и к сволочи доверчива, но все равно одна?

Сериал придется по душе любителям ностальгии. Югославские стенки, торшеры, «Волги», «копейки», телефонные будки, автоматы с газировкой — авторы точны в деталях. Много хроники. Хотя есть ляпы, куда ж без них? Так, герой с приятелем оказывается в полупустом кинозале, где их задерживает патруль, отлавливающий тунеядцев. Ошибки сразу три: показывают «Пиратов ХХ века», но этот фильм вышел лишь через год. В реальности за билетами на него стояли очереди, поэтому полупустого зала быть не могло. А на прогульщиков охотились уже при Андропове. Но это мелочи.

Хороший актерский состав: Костолевский, Серебряков, Чонишвили, Каневский. Брежнев, правда, получился у замечательного Стоянова таким, словно тот забыл, что не для «Городка» снимается. Сыгравший главного героя Григорий Верник хорош в качестве юного мерзавца. Он актер отрицательного обаяния, сочувствовать ему, несмотря на ослепительную улыбку, как и у его отца Игоря Верника, пока не получается. Интересно, какие он вызовет эмоции, если вдруг окажется порядочным человеком?

И последнее. Вряд ли стоит считать случайным совпадение по времени премьеру наших «Игр» с парижскими (как, впрочем, и выход другого сериала, «Чистые руки» — он про борьбу КГБ и иностранных разведок на фоне московской Олимпиады). А потому особенно не хочется получить порцию фекалий в адрес того, что многими до сих пор воспринимается как что-то важное и светлое из их прошлого.