«Золотая ладья» уплыла без ленты, но с пассажиром

Фильмы с Петром Зайченко завоевали на фестивале в Выборге всеобщую симпатию

Не найдя среди конкурсных картин ни одной, которой можно было бы отдать главную награду, жюри ХIХ фестиваля «Окно в Европу» впервые присудило Гран-при «Золотая ладья» не ленте, а актеру — Петру Зайченко. «Труд» считает это революционное решение безусловно справедливым.

Если определить фильм-победитель оказалось невозможно, то человек, который всей свой судьбой в кинематографе, а также фильмами, показанными в Выборге — «Сибирь. Монамур» и «Дом», — заслужил высокую награду, отыскался легко. Оба фильма, где сыграл Петр Зайченко, были фаворитами зрителей, они возвышались как Гималаи посреди довольно унылого конкурсного пейзажа. За что и получили специальные призы их авторы — режиссеры Слава Росс («Сибирь. Монамур») и Олег Погодин («Дом»). В конкурсе «Выборгский счет» фаворитом стали «Два дня» Авдотьи Смирновой. Социальная комедия о внезапной любви чиновника-функционера к высокодуховной музейной работнице балансирует на грани между коммерческой «Красоткой» с Джулией Робертс и серьезной «Темой» Глеба Панфилова с Инной Чуриковой. Как и в «Красотке», тут находят друг друга двое: он — богатый, циничный, втайне мечтающий о сильных чувствах, и она — тоже в поисках искренних отношений, обделенная внешними благами, но гармоничная натура, гордая в своей бедности. Дуэт в исполнении Ксении Раппопорт и Федора Бондарчука осчастливил зрителей юмором и верой в хеппи-энд.

Режиссер Авдотья Смирнова на церемонии закрытия отсутствовала, она уже занята новым проектом — на этот раз социальной драмой «Коко», где главные роли сыграют Анна Михалкова и Яна Троянова. Получать приз за дочку вышел Андрей Смирнов. «Родители иногда завидуют детям», — сказал Андрей Сергеевич, забирая «Золотую ладью» зрительских симпатий.

Но и сам он без награды не остался: его эпическая картина «Жила-была одна баба», на создание которой ушла четверть века, неожиданно для него получила награду президента фестиваля Армена Медведева, хотя и была показана вне конкурса. При этом Армен Николаевич напомнил, что это не его именной приз: награда была учреждена в память Саввы Кулиша, одного из основателей «Окна в Европу». Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких, без которых тоже не было бы фестиваля в Выборге, достался Полине Кутеповой — главной участнице мелодрамы «Дом ветра», которая заставила обрыдаться зрительный зал на премьере. Совсем скоро фильм Владислава Златопольского «Дом ветра» примет участие в конкурсе дебютов международного кинофестиваля в Монреале, а затем отправится на фестиваль в Токио.

С международной премьеры на российскую примчался из Локарно в Выборг Алексей Гуськов и не прогадал: военную драму «Четыре дня в мае», где он является продюсером и исполнителем одной из главных ролей, «Окно в Европу» одарило спецпризом «За смелость и гуманизм», а также призом зрительских симпатий. Всего их три — посередине между «Двумя днями» Авдотьи Смирновой и «Четырьмя днями» немецкого режиссера Ахима фон Борриса, известного комедией «Гуд бай, Ленин», примостились «Пять невест». Из подражания старым добрым советским кинокомедиям получился дурной новодел, но зрители, видно, так жаждали фильмов, дающих радость, что с готовностью закрывали глаза на корявость сюжета и все другие очевидные недостатки.

 

Петр Зайченко: «Зрители смотрели кино как дети»

Победитель и нарушитель традиций фестиваля «Окно в Европу» заметил в интервью «Труду», что награду Выборгского фестиваля воспринимает как неслучайную. После церемонии награждения актер ответил на несколько вопросов нашей газеты.

 — Чем вам дорог фильм «Сибирь. Монамур»?

— Когда я соглашаюсь сниматься, то остаюсь верен режиссеру до конца, никогда его не предам. Это как венчание: согласился на совместную жизнь — не изменяй. С этим фильмом все было непросто. Мы начали ленту «Сибирь. Монамур», грянул кризис, съемки остановились. А я уже бороду отрастил — не люблю ничего клеить на лицо. Пришлось от четырех предложений отказаться, потому что с бородой я там был не нужен. А Слава Росс поступил мудро: когда мы сидели без денег и не могли продолжать съемки, он смонтировал то, что было уже снято, и рванул во Францию. Там они увидели меня и, извините за нескромность, страшно обрадовались: да это же наш Петр Зайченко! Во Франции помнят и любят «Такси-блюз» (российско-французскую ленту Павла Лунгина, где Зайченко сыграл роль таксиста. — «Труд»). Дальше фильм взял под свою опеку Люк Бессон, он приобрел права на прокат в Европе, и дело пошло, с финансированием помогли, все в результате сложилось. Потом на «Духе огня» призы получили, теперь вот в Выборге, так что я счастлив за всю нашу съемочную группу, работа была трудная, но себя оправдала.

— Роль деда, мне кажется, много значит для вас.

— Там есть дорогие мне вещи. Дед учит внука: милосердие выше справедливости — и я сам в этом убежден. При этом он никакой не проповедник, он обычный грешный человек, много переживший, мудрый и очень добрый. И мне повезло: попался очень хороший партнер, Мишка, сыгравший моего внука. Это мой третий киновнук, парнишка талантливый, яркий. Мы с ним славно подружились. Но вдруг, после сцены, где дед стреляет в его любимую собаку, Клыка, Мишка говорит: «Пусть дед сегодня с нами не ужинает». Мама его спрашивает: «Почему? Ты же дружишь с Петровичем, это просто сценарий, сегодня одна сцена, завтра будет другая, он тебя спасать будет, он тебя любит». Насупился: «Вот завтра пусть и ужинает». Дети вживаются в ситуацию. Мне понравилось, что зрители в Выборге смотрели как дети — верили, переживали, это самая лучшая награда.

— В фильме Олега Погодина «Дом» у вас тоже колоритная роль.

— И этой работой дорожу, хотя несколько сцен хороших, которые мне было интересно играть, выпало при монтаже, они будут только на DVD. Но я всегда соглашаюсь, что режиссеру виднее, каким должен быть фильм. А фильм сильный получился, трагический, даже за моей характерной, почти комедийной ролью есть большая драма непонимания и противостояния двух братьев. Уже одно то, что я с Богданом Ступкой сыграл, для меня настоящий праздник.

— На фестивале «Окно в Европу» и один из первых ваших фильмов вспоминали — «Плюмбум, или Опасная игра», снятый 30 лет назад.

— Вадим Абдрашитов — мой крестный отец в кино, с него все началось. У него я в «Параде планет» сыграл, в «Армавире». Вот как-то тут в Выборге все закольцевалось: начало моей судьбы в кино и новые роли у новых режиссеров. Я много с мастерами работал, ценю их, очень уважаю, однако и это поколение режиссеров мне нравится, они талантливые, разные, со своей позицией, за ними будущее. Но если Вадим Юсупович позовет сниматься, уговаривать меня не придется.