МАКСимальные ожидания

Что посмотреть на МАКСе, не умерев при этом от жажды и не лишившись автомобиля

Первый салон состоялся в уже далеком 1993 году, когда ТОО «Авиасалон» и компания «Глахе Интернациональ КГ» создали совместное российско-германское предприятие АОЗТ «Аэросалон». С тех пор каждые два года МАКС самим фактом своего проведения опровергал слухи о летальном исходе отечественной аэрокосмической промышленности, являясь одним из немногих светлых пятен на фоне перекошенной структуры российской экономики.

Тем, кто собирается посетить салон в этом году, важно знать: таких, как вы, будет больше, чем когда-либо. Организаторы ожидают, что в нынешнем году посмотреть на выступления приедет больше человек, чем в рекордном 2009-м — тогда было 550 тысяч посетителей. В пиковые дни ожидается до 15 тысяч автомобилей в день. И хотя организаторы обещают максимально комфортные условия, обольщаться не стоит. Прежде чем попасть на летное поле в Жуковском, придется пройти через три пропускных пункта, а значит, вереницы очередей никуда не денутся — даже несмотря на то, что число стояночных мест выросло до 10 тысяч, а между салоном и станцией курсирует максимальное число автобусов.

А подобные мероприятия, собственно говоря, позволяют себе немногие страны. Авиасалон давно уже стал не только бизнес-площадкой для аэрокосмической промышленности, не только визитной карточкой государства, но и своеобразным праздником для народа России. Множество людей, не подозревающих, что в нашей стране сохранилась, пусть и в сильно усеченном виде, высокотехнологичная промышленность, вдруг узнают, что строительство воздушных судов — это не менее престижно, чем торговые центры, что понятия «прибыль» и «реальная экономика» могут быть вполне совместимы. Итак, что ожидать от юбиляра.

Компании-участники

На этот раз на МАКСе представлены 391 российский и 145 зарубежных участников. Среди российских такие предприятия, как ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Ильюшин Финанс Ко», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Научно-производственное предприятие «Звезда», ОАО «Туполев», ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «КнААПО», ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Авиадвигатель», ФГУП «НПО им. Лавочкина», ОАО «РКК «Энергия», ОАО «Камов», ОАО «НПО «Стрела», ОАО «РСК «МиГ», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «Корпорация «Иркут» и многие другие. В том числе и малоизвестные широкой публике, но ключевые для оснащения всего того, что летает.

Среди зарубежных — Rolls-Royce (Великобритания), Northrop Grumman LITEF GmbH (Германия), EADS, Israel Aerospace Industries (Израиль), BrahMos Aerospace (Индия), Alenia Aeronautica S.p. A. (Италия), Bombardier (Канада), Amphenol Corporation (США), Rockwell Collins (США), The Boeing Company (США), ГП «Антонов» (Украина), ОАО «Мотор Сич» (Украина), Airbus (Франция), Thales (Франция).

Объем заключаемых контрактов

По оценкам организатора МАКС-2011 (ОАО «Авиасалон»), объем заключаемых контрактов превысит 10 млрд. долларов США. Оценки Министерства промышленности и торговли РФ более осторожные — 3 млрд. На МАКС-2009 было заключено контрактов на 10 млрд. долларов. Возможно, что 2009-й был рекордным и в этом году не удастся его превзойти. Но это не должно быть поводом для панических заключений.

Что выставляется

Всего на салоне выставляется 240 летательных аппаратов. Из них 109 (по другим данным — 91) примут участие в демонстрационных полетах, остальные будут на так называемой статической стоянке.

Новинки салона. Это, несомненно, российский перспективный истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), который будет показан не только на стоянке, но и в полете. Также будет представлен полноразмерный макет перспективного космического корабля от РКК «Энергия». Впервые будет показан самолет-гигант А380 компании Airbus — можно будет и увидеть его в ежедневных показательных полетах, и посмотреть его интерьер. Будет представлен новый украинский пассажирский самолет Ан-158. В экспозиции также ударный беспилотный летательный аппарат «Луч», новые перспективные разработки вертолетных КБ «Камов» и «Миль».

Помимо новинок на МАКСе покажут множество ранее выставлявшихся воздушных судов, которые всегда интересно посмотреть как впервые посещающим салон, так и его завсегдатаям. Superjet 100, Boeing 787 Dreamliner, боевые машины России и зарубежные, самолеты Второй мировой войны. После перерыва в четыре года вновь будет продемонстрирована боевая авиатехника США, в том числе транспортник Galaxy 5A и легендарный (по-своему, конечно) В-52.

Следует отметить, что интересным на выставке может быть не только конечный продукт в виде воздушных и космических судов, но и начинка. Ведь самолет без оборудования (так называемой авионики) — всего лишь оболочка из специальных сплавов.

Системы вооружений всегда вызывают смешанное с опаской восхищение. Российское оружие, несмотря на все старания доказать, что это не так, пока что традиционно сильно. На МАКСе будет показан широкий спектр высокотехнологичных вооружений отечественного производства. «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» представит более 20 образцов своей военной и гражданской продукции: это зенитно-ракетные системы с высочайшей поражающей способностью С-300 ВМ «Антей-2500», С-300ПМУ2 «Фаворит», комплекс «Тор-М2К» и другие.

Летная программа

В дни для специалистов летная программа будет ограничена, чтобы можно было сосредоточиться на деловой программе. Но для посетителей по-прежнему будет много показательных выступлений как самих экспонатов, так и специальных пилотажных групп. В их числе «Стрижи» (на МиГ-29), «Русские витязи» (на Су-27), «Соколы России» (на Су-27), «Русь» (на L-39), а также частная пилотажная группа из Латвии Baltic Bees (на L-39).

Порядок работы салона

Первые три дня работы, с 16 по 18 августа, предназначены для работы специалистов, а с пятницы, 19-го, по воскресенье, 21 августа салон открыт для широкого посещения.

Билеты

Если вы не успели приобрести билеты заранее в соответствующих организациях, то их можно купить в кассах возле контрольно-пропускных пунктов. Цена входного билета до 18 августа составляет 500 рублей, после 18 августа — 600 рублей. Дети до 14 лет в сопровождении взрослых посещают салон бесплатно.

Как доехать

Общественный транспорт: электропоездом Казанского направления до станции «Отдых» (время в пути 40–55 минут, стоимость проезда 82 рубля 50 копеек) или до платформы «42-й км» (время в пути 52–60 минут, стоимость проезда те же 82 рубля 50 копеек). Будут также экспрессы, идущие до указанных станций без остановок. РЖД на время работы авиасалона увеличивает количество электропоездов. Можно воспользоваться для выезда любой промежуточной станцией на участке от Казанского вокзала, но следует помнить, что не все электропоезда на них останавливаются. Далее — бесплатными спецавтобусами до контрольно-пропускных пунктов салона.

На личном автомобиле можно доехать, руководствуясь указаниями на интернет-странице http://www.aviasalon.com/ru/static/page/map_directions.htm. Но машину придется оставить на перехватывающей парковке в Быково и также воспользоваться спецавтобусами.

Можно воспользоваться иными средствами доставки себя на выставку. Например, автобусами от Выхино, если запастись терпением для выстаивания в возможных пробках.

О чем следует помнить, отправляясь на МАКС-2011

Не все, что может иметь при себе средний россиянин, можно будет захватить с собой на территорию выставки. Например, спиртное (в том числе и пиво любой крепости), любые напитки в стеклянной таре, травмоопасные предметы, огнеопасные вещества. Про оружие и наркотики умолчим, ибо это и так ясно. Мобильные телефоны, фото- и видеоаппаратура, ноутбуки, продукты питания разрешены. Но следует помнить, что проверка на входе имеет право заподозрить неладное и в разрешенном предмете. Так что лучше семь раз подумать и выложить из сумки то, что может вызвать такие подозрения.

Естественно, следует захватить с собой общегражданский паспорт — даже тем, кто обычно его не носит: документ предъявляется на входе. И помнить, что все ограничения направлены прежде всего на обеспечение вашей же безопасности, и относиться к ним с пониманием.

Также следует помнить, что хотя для питания гостей предусмотрены кафе и рестораны, трапеза в них может обойтись вам весьма недешево. А проведя полдня в движении, вы наверняка проголодаетесь.

Внимание! Должники, прибывающие на личных автомобилях, должны быть готовы к беседам с судебными приставами. Такая акция, впервые проведенная на МАКС-2009, будет проводиться и сейчас.

Погода

Погода ожидается разнообразная, возможны дожди. В первые два дня работы жарко и дождливо, в четверг жарко и солнечно, в пятницу дождливо и прохладно, в субботу солнечно с комфортной температурой, в воскресенье возможен дождь. Еще раз напоминаем, что разгон облаков не предусмотрен. Естественно, прогноз есть прогноз, поэтому целесообразно уточнять его непосредственно перед поездкой.

Проект «Виртуальный МАКС»

Сотрудники компании «ФАЛТ-Динамика», базирующейся в отделении МФТИ в городе Жуковском, создали трехмерную конфигурацию, которая позволит всем желающим виртуально посетить выставку. В 3D-формате будут представлены как сама выставка, так и ее экспонаты. Причем портал после ее завершения будет доступен в интернете (для обычных посетителей бесплатно) все время до МАКС-2013. Даже после личного посещения выставки будет весьма интересно и познавательно еще раз, уже неторопливо пройтись по экспозиции.