Олег Табаков: «Есть „Феррари“, есть „Лексус“, а я — бульдозер»

Мхатовскому худруку исполнилось 75 лет

Сегодня художественный руководитель МХТ имени Чехова празднует свое 75-летие. В интервью «Труду» Олег Табаков рассказал о своих учениках и тех ценностях, которые он пытается передать им.

 — Этим летом вы набрали еще один курс в свою театральную школу. На каких учеников делаете ставку, Олег Павлович? Кто будет продолжать ваше дело?

— Всегда набираю особенных, ярких учеников, потому что с неособенными и неяркими неинтересно. Ведь я не деньги на жизнь зарабатываю этим делом, а ищу таланты, которые могут работать «паровозами». Смысл, который я вкладываю в понятие «работать паровозами», простой и практичный — везти за собой всех остальных. Занимаюсь обучением способных молодых людей, выпускников девятых классов, не из-за того, что мне это велят делать, а потому, что мне хочется подготовить смену. Мне уже много лет, и я задумываюсь о том, как будет в театре без меня.

— Существует миф, что Олег Табаков с первого взгляда умеет распознать, талантлив будущий актер или нет. Что для вас главное в актере?

— Для меня важна та энергетика, которой обладает молодой человек. Или, как я это называю, энергоемкость индивидуальности. Один своей энергоемкостью может по-крыть комнату размером как мой рабочий кабинет, а другой — пространство в 300 кв. метров. А иные дарования могут заполнить пространст-во в 600 кв. метров, площадь Большого театра. У меня нет материалистического объяснения этому феномену, но я редко ошибаюсь.

Не буду скрывать, что если я ощущаю степень энергоемкости человека и мне видится, что она внушительная и созидательная, то я его беру. Посмотрите на ряд моих учеников — у каждого из них мощнейшая энергетика.

— С учениками у вас и правда все хорошо, а вот с ученицами как-то сложнее...

— Возможно, и сложнее. Хотя есть сегодня и Дуся Германова, и Марина Зудина, и Оля Красько: Была безвременно ушедшая Лена Майорова, которая одна стоила многих: Есть замечательное дарование — Лариса Кузнецова в Театре Моссовета. Может, не всем моим ученицам везло? Но сказать, что они хуже, совсем не так.

— Ольга Красько в интервью «Труду» поделилась наблюдением, что ваша ученица и жена Марина Зудина способна яростно вас защищать от всех нападок, что она для вас как каменная стена. Насколько для вас важно ощущать готовность любимой женщины бороться за общее дело?

— Я думаю, что если человек кого-то любит по-настоящему, то он его защищает. У Тургенева есть рассказ «Перепелка», в котором птичка, защищая своих птенцов, притворилась раненой и низко полетела, чтобы отогнать, отвлечь охотничью собаку от гнезда. Она погибла, потому что сильно усердствовала в своей защите, и собака ее схватила. Это как раз очень понятное свойство человека: если он любит, то кладет жизнь свою на алтарь.

— За что вас любят ваши актеры и ученики?

— За то, что я их люблю. Ничего другого сказать не могу. Дети, а у меня своих четверо и внуков пятеро, безошибочно ощущают, любит их человек или не любит. На уровне подсознания дети и молодые люди улавливают импульсы любви. Нарочно убираю из наших с ними разговоров тему благодарности: вот я что-то сделал, а они мне за это должны. Нет. Никогда и ничего я не требую за свою любовь.

— Вы можете сказать своему ученику, например: «Ну что ты снимаешься в каких-то второсортных боевиках?! У тебя был такой потенциал, а ты его растратил»? Как учитель можете вмешаться, когда видите угрозу таланту?

— Это будет неверно. У человека своя жизнь, и он живет ее набело. То, о чем вы спрашиваете, допустимо разве что только в семье, между самыми близкими людьми. Так может сказать, пожалуй, только отец сыну. А к нашей профессии это не очень применимо. Если я вижу, что мой ученик или другой актер делает ошибку, то я предупрежу его об этом. Но бывает это редко, и на это вмешательство надо иметь право.

— Кирилл Серебренников в своем документальном фильме «Табаков. Отражение» задает вам молодежный вопрос: «Часто ли вы могли соскочить или увильнуть?» А вы, не скрывая своего недоумения, уточняете: «А как это? Что это значит — «соскочить?» Неужели никогда-никогда?

— Я вообще бульдозер. Есть машины «Феррари», «Лексус», «Шевроле», а я — бульдозер. Так что никогда не соскакивал, не увиливал и не сваливал на других.

— Кого из всех людей, с которыми вы когда-либо общались, вы бы выбрали как лучшего собеседника? С кем бы вам, включая и тех, кого уже нет в живых, хотелось поговорить больше всего на свете? И кто был способен услышать вас лучше других?

— У художника Валентина Александровича Серова была внучка — Ольга Александровна Хортик-Серова. Ее уже нет, царство ей небесное. В свое время, когда я заболел довольно тяжело (учился на втором курсе театрального института), Ольга Александровна забрала меня из общежития к себе домой. И я жил нахлебником почти три года в этом культурном доме — на Большой Молчановке, 18. Вот Ольгу Хортик я бы выбрал в качестве собеседника и слушателя.

— Однажды вы сказали, что ваш любимый роман — «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков незадолго до смерти в качестве напутствия пожелал своему пасынку и другу, который был рядом: «Будь бесстрашен — это главное!» А какие слова вы бы сказали своим сыновьям?

— «Мастер и Маргарита» — действительно мой любимый роман. Я бы повторил за Булгаковым «Будь бесстрашен!» И вспомнил бы эпиграф Леонида Андреева к его повести «Сашка Жегулев»: «Жаждет любовь утоления, ищут слезы ответных слез. И когда тоскует душа великого народа, чистые сердцем идут на заклание». Хочется, чтобы эти слова услышали мои дети, внуки и ученики.

Ученики

Ольга Красько, актриса: «Меня считали любимицей Табакова»

— Одно время меня считали любимицей Табакова, но я сама так не думала. Олег Павлович обладает редким даром находить талантливых людей и давать им возможность раскрыться. Я сразу ощущаю, когда мои партнеры — не выпускники школы-студии МХТ, потому что у них все по-дру-гому. Благодаря МХТ и Табакову я научилась находить в себе силы, когда этих сил, казалось бы, уже и нет!

Сергей Угрюмов, актер: «Я хотел поступить только к Табакову»

— Когда я работал в Казани грузчиком на заводе, то увидел телеспектакль Сергея Газарова «Крыша», где играли ученики Табакова. Этот спектакль перевернул всю мою жизнь. Мне захотелось быть причастным к Табакову, его команде. Я хотел поступить только к нему и очень рад, что судьба сделала меня учеником Табакова. Олег Павлович оставил в искусстве такой след, что многие могут ему позавидовать. Все мы, ученики Табакова, — его дети, плоть от плоти.