Кремль пока не прекращает информационную войну с Минском: теперь Лукашенко надоел Дмитрию Медведеву. Но разоблачение демарша белорусского президента ударит по его имиджу только в глазах россиян, уверены эксперты.
После того как президент России Дмитрий Медведев напомнил своему белорусскому коллеге Александру Лукашенко об обещании признать независимость Южной Осетии и Абхазии, последний пошел на попятную и публично заявил, что Медведев его не так понял. Ответ не заставил долго ждать: из Москвы пригрозили предать гласности расшифровку с заседания Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где Батька в присутствии представителей стран — участниц организации дает знаменитое обещание.
Версия Медведева выглядит лаконично: «Он сказал: «Я торжественно обещаю, что я все сделаю за самое короткое время». Версия Лукашенко сложнее: «Я ему сказал: не проблема для Беларуси признать Южную Осетию и Абхазию, и сегодня не проблема. Но я ему перечислил те проблемы, которые в связи с этим возникнут у Беларуси».
Лукашенко не изменяет себе: пообещать что угодно, а в итоге сделать так, как выгодно ему. Эксперты признают: Медведеву надоел такой стиль общения.
Очередной пикировкой с Кремлем президент Белоруссии еще раз продемонстрировал свою непоследовательность и неадекватность, считает директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. «Лукашенко верен себе: сначала публично пообещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии, теперь публично же отказывается от своих слов, — заявил он „Труду“. — Логично, что в этой ситуации Кремлю снова остается констатировать его полную неадекватность».
Демарш Лукашенко в будущем не может не отразиться на личных отношениях лидеров обеих стран, уверен замглавы Института стран СНГ Владимир Жарихин. «В большой политике, как и в обычной жизни, трудно поддерживать дружеские отношения с теми, кто не выполняет своих обещаний, — говорит он. — Как прагматичные политики Медведев и Путин тоже не терпят таких людей, а Лукашенко, называя себя союзником, повел себя не как партнер, отказавшись от данных на словах обязательств».
Медведев, видимо, не привык к манере общения Лукашенко и показал, что в такие игры с ним не играют, согласна эксперт из лондонского Института государственных идеологий Наталья Лещенко. По ее словам, если Кремль действительно подтвердит слова Лукашенко стенограммой, это ударит по имиджу Батьки, но лишь в глазах россиян. «Белорусский избиратель уже привык к такому поведению своего президента, — рассуждает Лещенко. — А для Запада, где он набрал кредитов, Лукашенко представит факт непризнания двух республик даже «подвигом».
Для белорусов не станет бомбой опубликование стенограммы, рассказал «Труду» лидер общественного движения «Весна» Алесь Беляцкий. «Это не первоочередная проблема, народ гораздо больше волнуют насущные вопросы: зарплата, цены на товары, — рассуждает он. — А Лукашенко все равно найдет способ вывернуться, придумает убедительные объяснения». Белорусский политолог также отмечает, что в последнее время открыто зазвучала взаимная критика Медведева и Лукашенко. «Не очень хорошие личные отношения Лукашенко с Путиным распространились и на Медведева», — считает Беляцкий.
В зависимости от того, насколько важно для Москвы признание Абхазии и Южной Осетии, будет развиваться дальнейший диалог. Орлов считает, что у России нет рычагов, чтобы принудить Лукашенко признать новые республики. «Это может быть только его самостоятельное решение как главы государства», — признает политолог.
Впрочем, у России остаются рычаги экономического воздействия, но будут ли они применяться — вопрос. «Нужно понять, на что готов пойти Кремль, чем он готов отстаивать свою позицию, — рассуждает Наталья Лещенко. — При этом необходимо помнить, что, хотя Белоруссия — маленькая страна со слабой экономикой, ее президент очень грамотно выстроил идеологию, поэтому его сложно задавить». При этом, отмечает она, Лукашенко любит пользоваться схемой «нас все давят и унижают», ставя во главу угла национальные интересы страны — такими, как он их понимает.
А Жарихин советует руководству России сделать надлежащие выводы: в будущем никаких договоренностей с Лукашенко на словах быть не должно. «По всем вопросам наших отношений должны быть юридически оформленные межгосударственные соглашения, в которых будут четко прописаны обязанности сторон друг перед другом», — предложил эксперт.