В последних числах июля по СМИ прокатилась волна публикаций: ах, у нас больше не будет черной икры! Ее не будут добывать и продавать! Плотность информационного потока была такой, как если бы речь шла о жизненно необходимом продукте повседневного потребления. Хотя - готов поспорить на банку сайры в собственном соку - никто из тех, кто писал о грядущем дефиците, не покупал икры по крайней мере несколько лет. Иначе бы обязательно упомянули о том, что стоит она 12, 16, а то и 20 тысяч рублей за килограмм. Гораздо дешевле, чем в ЕС, где килограмм белужьего деликатеса торгуют по 6 тысяч евро. Но все-таки нечеловечески дорого.
Во всех публикациях ньюсмейкеры называли дату конца света в царстве черной икры - 1 августа. Хотя ничего нового на рынке в этот день не должно было произойти, чего это вы все так раззадорились?
Ответ на этот вопрос вскоре появился. В Москве арестовали большую партию черной икры, зараженной кишечной палочкой. Она попадает в продукты с фекалиями. Икру явно надо было срочно сбыть, и ее владельцы, возможно, попытались организовать ажиотаж: последняя икра в этом десятилетии, налетай, хватай, запасай.
Это показательный пример возбуждения ажиотажного спроса на продукты питания. Хотя и далеко не первый.
Полтора года назад в России случился соляной бум. Поводом стал телевизионный репортаж откуда-то из-под Тулы: соли нет, Украина отказалась поставлять нам ее, полки магазинов пусты, цены растут. И вот уже по всей стране выстраиваются очереди, народ в панике. Аналитики увещевают: поставки из Украины никогда не имели решающего значения в солевом балансе России; у нас только одно из месторождений соли - это глыба, уходящая в глубь земли на 17 километров; соли в стране - завались. Но кто в такой ситуации слушает аналитиков? Покупательскую истерику кому-то удалось организовать в два счета.
Многие эксперты уже тогда предположили: доходы в данном случае - не самоцель. Соляной бум - репетиция какого-то другого ажиотажного спроса. Например, хлебного - накануне выборов в Государственную Думу. И президентских - тоже.
Как в воду глядели. Цены на хлеб в России поползли вверх в конце весны. Поводом стали подорожание зерна и слухи о плохом урожае.
Кстати, пики цен на зерно в России по какой-то труднообъяснимой закономерности приходятся на годы выборов - 1996, 2003-2004, и вот теперь 2007-2008-й.
Может, кому-то это покажется удивительным, но цена на хлеб не слишком сильно зависит от стоимости зерна. Крестьянский интерес в батоне не превышает 25 процентов, тогда как розничные торговцы забирают себе 30-35 процентов. Но кто же готов слышать про это в очереди за хлебом?
Между тем весь сценарий повышения цен еще зимой предсказал аналитик зернового рынка Владимир Решетняк. Он утверждал тогда, что мощный экспорт обезжирит наш рынок, что цены на зерно не упадут в начале уборки и что накануне выборов правительству придется осаживать цены на батоны и буханки.
Все происходит именно так. То ли это естественный ход событий, то ли чья-то хитрая провокация. В любом случае платить в кассу приходится нам, покупателям.
В связи с этим у меня предложение. Давайте в ближайшие дни попробуем не налегать на хлеб. Не все же нам исполнять пассивную роль в чьей-то чужой и непонятной игре. Давайте собьем цены на булки и буханки. Ей-богу, почти никто в России за несколько дней без хлеба от голода не опухнет.