- Туристы приезжают на экскурсии и заказывают нам обеды, - рассказывает повар кафе при музее "Крестьянская кухня" Татьяна Зыкова. - Гости могут не только посмотреть, как люди раньше жили, но и попробовать, что они ели. Мы готовим только по старинным рецептам - выискиваем их в книгах или записываем рассказы бабушек. В первую очередь обязательно подаем освежающий медовый напиток - сбитень. К чаю - крестьянский пирог с черемухой и домашней сметаной. Все овощи сами выращиваем здесь же, на огороде, так что продукты экологически чистые. Капуста, огурцы, помидоры, сало - все своего засола.
Под хорошую закуску не грех и выпить. В Шушенском в ходу фирменная кедровка, а проще говоря - самогон, настоянный на кедровых орешках. Им угощают и в "Крестьянской кухне", и в кабаке - подносят шкалик (60 г) с черной горбушкой и огурцом. Кабак, кстати, это не ресторан, как принято считать, а магазин, в котором продают спиртное.
Жизнь в музее-деревне идет своим чередом - все здесь совсем как настоящее. Огороды, они же экспонаты, сотрудники обихаживают усердно. Часть овощей идет на кухню, остальное смотрители, экскурсоводы выращивают просто для себя. Ну не выбрасывать же, в самом деле.
А растут здесь не только привычные свекла, морковь, зелень, но и табак, лен, конопля - из нее делали нитки и масло. Возделывать и курить табак сибирских крестьян впервые научили декабристы, отбывавшие ссылку в Шушенском задолго до Ленина. Впрочем, и вождь мирового пролетариата с супругой огородничеством не брезговали. Надежда Крупская в то время писала: "Хозяйка уступила мне большую часть огорода, на которой мы стали выращивать всякую всячину, даже дыни и помидоры".
Работа идет и во многих крестьянских избах. Как в былые времена, вовсю стараются гончары, резчики по камню и дереву, бондари. В музее действует целая сеть мастерских "Возрождение ремесел". Гончар Сергей Семенов трудится без устали. Из-под его рук выходят кувшины, тарелки, крынки, супницы, подсвечники, веселые - в виде ежиков, зайцев и мишек - свистульки. Хотя ремесло тяжелое - требует недюжинной силы и ангельского терпения.
Гончар и его помощница пробуют учить ребятишек. Те сначала с удовольствием за дело берутся, но, почуяв, как это нелегко, быстро охладевают. Увы, в Шушенском осталось всего два гончара, в других деревнях их и вовсе не сыщешь. Умирает профессия.
По соседству обитают резчики по дереву, точнее - резчицы. В мастерской, где должны бы работать мужчины, почему-то сидят только женщины. Сами долбят, сами ножи точат и правят, сами на шлифовальном станке работают. Зато сахарницы, половники, ложки, сухарницы, бочонки для меда, шкатулки выходят у них какими-то душевными. Да и кедр, с которым кудесницы имеют дело, - дерево мягкое, нежное.
- Бывает, для музея нас просят сделать крестьянскую ложку или еще что-то, чтобы показать прежний быт, - рассказывает резчик Татьяна Панфилова. - Но чаще работаем на продажу. Хорошим спросом пользуются разделочные доски, какими пользовались в ХIХ веке. Все изделия мы протираем растительным маслом, чтобы не трескались. Раньше наши мастерицы работали на Шушенской сувенирной фабрике, но она обанкротилась и закрылась. А музей нас приютил.
Шушенский музей-заповедник (уже без приставки "имени В.И. Ленина") - это своего рода деревня в деревне. Только живут здесь, похоже, куда лучше, чем в реальном мире.